Новости

12 мая/29 апреля – Фомино воскресенье. Антипасха.

08:15

С древних времен восьмой день по Пасхе, как завершение Светлой седмицы, праздновался особо. Это второе пасхальное воскресенье — обозначается у нас в Отечестве пугающим, на первый взгляд,  именем Антипасха. Услышав это слово, некоторые начинают думать, что речь идет о чем-то нехорошем… Но Церковь продолжает пасхальные торжества.  Само же слово «Антипасха» означает «Противоположный Пасхе» — речь идет о противоположном первому пасхальному дню конце пасхальной недели, Светлой Седмицы. В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления. Именно в этот день в ранней Церкви крестившиеся на Пасху христиане снимали с себя крещальную одежду и заново — в качестве преображенных крещением людей — вступали в мирскую жизнь.

Название «Фомино воскресенье» восходит к евангельскому повествованию об апостоле Фоме. Он долго терзался сомнениями, не решаясь поверить вести о Воскресении Христа. Но вот Воскресший зримо и осязаемо предстал перед апостолом — и сомнения разрешились. Рассказ о явлении Воскресшего Фоме читается в Русской Православной Церкви в день Антипасхи. Фомино воскресенье как бы повторение Пасхи для тех, кто опоздал встретить Воскресшего. Так как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В связи с этим неделя именуется еще и Фоминою. Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Неверие Фомы было добрым — оно рождалось не из злой и пагубной для души неприязни к Богу и Христу, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю.

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).