Новости
6/19 августа – Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
12:35
В Преображении Господнем, которое Святая Православная Церковь празднует 6/19 августа, таинственная Божественная сущность Того, Кто еще звался Назарянином, внезапно стала видимой для трех избранных Им Самим учеников, — или, на языке Церковной словесности, эта Сущность проступила сквозь плотское естество Иисуса. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели Сына, облик Которого просиял «яко солнце», «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить При этом Апостолы явственно ощутили на себе «благодать Духа Святаго, приходящую, что умный свет, принося обрадование» (по словам св. Симеона Нового Богослова). А когда, на мгновение проникнувшись этим Светом, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть, — для него и для Иакова с Иоанном стал внятен и голос Отца Небесного: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (от Матфея,17,4). Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Его слушайте».
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Церковь празднованием Преображения Господня нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей. внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства.
В день Прерображения освящаются гроздие (т.е., виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 19); Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч. 3, 9).
Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).
В народе этот праздник Преображения зовется — Второй Спас. Для христианина этот праздник начинается с церковной службы. На утрене проходит величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Причистыя Плоти Твоея преславная Преображение», «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа». На литургии антифоны праздника – входной стих: «Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою», «Приидете, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе…». По окончании литургии совершается освещение винограда и плодов. Вечером, в праздник, совершается вечерня со входом и великим прокином. На церковную службу христиане приносят плоды и семена злаков, нового урожая, для их освящения святой водой. (после окропления колосья хранились в домах в течении года).
На Руси существовал обычай, что к празднику Преображения распахивали землю под озимые посевы. После этого приглашался священник, который освящал землю святой водой и иконами. А самый лучший землевладелец деревни имел право бросать на освященные места хлебные зерна, что предзнаменовало начало засева озимых. Так же оставался неизменным и такой обычай русских крестьян: наделять всем от собранного урожая, нищих и бедных. Тех, кто не следовал этому обычаю, в народе осуждали и приговаривали: «А не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого!». Из множества созревших фруктов и овощей к концу августа всегда выделялись яблоки. Именно поэтому праздник Преображения называли еще и Спасом яблочным.
В этот великий праздник Преображение Господне, в народе, существует множество пословиц, примет, присловий: «А пришел Спас – всему час: плоды зреют», «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас – шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озими», «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году».
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский, Чудотворец.
Слово на Преображение Господне
Чтоб вновь вернуть человеку его первобытную близость к Богу, сошел на землю и воплотился Сын Божий. Он воспринял на Себя всю человеческую природу, стал по всему подобен человеку, кроме греха. Пришел Он воссоздать по образу Божию созданную нашу красоту. Но если в начале Бог сотворил по образу и подобию Своему человека, до того еще не существовавшего, и человек в своем творении не принимал никакого участия, то для воссоздания первого образа нужно участие и самого человека.При творении мiра Бог рек: «Сотворим человека по образу и подобию нашему». Образ Божий в человеке проявляется в его умственных способностях, в его власти над природой, в его мощи, в его способности творить. Подобие Божие в нем заключается в его нравственных совершенствах, в духовных стремлениях, в возможности достигнуть святости. Образ и подобие Божии, по которым были сотворены наши прародители, полностью отражались в них до грехопадения. Грех же нарушил одно и другое, хотя не совершенно лишив их человека. Остался в человеке ум и все прочее, что являлось образом Божиим, но для развития их надо употребить большие усилия, которыми лишь в малой степени достигается то, что вначале получили прародители полностью. Осталось в человеке в некоторой степени стремление быть подобием Божиим, хоть иногда до неузнаваемости он падает.
Человек должен стремиться к совершенству, чтобы благодатью и помощью Божией достичь его. Господь указал Своим учением путь к совершенству, Своим примером показал его. Это путь нравственного совершенствования, самоотвержения, готовности совлечь с себя все греховное. Грех глубоко вошел в человеческую природу, как бы слился с нею. Каждый человек рождается с зачатком греха, и освобождение от него является как бы борьбой с самим собой. Посему эта борьба мучительна, но она необходима для приближения к Богу. «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет» сказал Христос. Крест, который нужно взять, и есть эта борьба со своими слабостями, пороками и грехом. Постепенно освобождаясь от них, человек приближается к Богу, по образу Которого он был создан. Нет у самого человека достаточно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь. Для того Он воплотился, чтобы Свой падший снова восставить образ.
На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали Апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек, и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу, все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются святые преподобными. Как зеркало: отображается слава Божия в их душе, наполняя ее сиянием. Когда кончается земной подвиг, окончательно запечатлевается та степень подобия, которую кто достиг. При наступлении вечного Царства, воскреснут все люди, души соединятся с своими телами, и тогда «праведники возсияют яко солнце в Царствии Отца их» сказал Сам Христос Своими устами (Матф. 13,43).