Новости
15/28 июня — день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца
07:03
Народи Московстии наставил еси ко свету богоразумия
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, родился в последней четверти XIV века. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В 12-летнем возрасте он принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в московский Симонов монастырь.
Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители — святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении Слова Божия. Однажды Симонов монастырь посетил святитель Фотий (+1431; память 2/15 июля). Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону; при этом правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его и, благословив спящего инока, пророчески предсказал присутствовавшим, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.
Служение Митрополита Ионы на благо Русской Церкви носило общеправославный, общерусский национальный характер. Митрополит Иона оказывал благотворное влияние на становление молодой русской государственности.
Деятельность Митрополита Ионы имела исключительное значение в судьбах русского Православия – она была подчинена высоким целям, в том числе сохранению единства Русской Церкви. Увы, обстоятельства подчас оказывались сильнее, и именно при Митрополите Ионе произошло окончательное разделение некогда единой Русской Митрополии.
Историк Русской Церкви академик Е. Е. Голубинский так характеризует изменения, произошедшие во внутрицерковном устроении во время пребывания на митрополичьей кафедре святителя Ионы: «…со времени святителя Ионы Московско-русские Митрополиты стали фактически независимыми от Константинопольских Патриархов… сам святитель Иона был поставлен в России потому, что Константинопольские Патриархи были униатами; его преемников решено было ставить в России потому, что Константинополь взят был турками».
При своем окончательном поставлении на Митрополию в 1448 году святитель Иона именовался, как и его предшественники, Митрополитом Киевским и всея Руси. Московским Митрополитом его можно называть начиная с 1458 года, когда в Риме митрополитом литовских православных епархий был назначен ставленник и ученик печально известного митрополита Исидора Григорий (иногда его именуют в церковно-исторической литературе Болгарином).
Как известно, после заключения в 1439 году Флорентийской унии Митрополит Киевский и всея Руси Исидор вернулся в Москву из Италии, где он активно участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе, униатом. Великий князь, церковная иерархия и весь православный народ не приняли митрополита-униата, и он, посрамленный, тайно бежал из Москвы. Вскоре он оказался в Риме, покровительствуемый папами Каллистом III и Пием II. В 1458 году папе Каллисту III удалось склонить польского короля Казимира к тому, чтобы тот принял на литовские епархии митрополита-униата из Рима, то есть чтобы он уклонился от церковного подчинения святителю Ионе. Эта печальная в истории Русской Церкви дата – 1458 год – знаменует начало окончательного и долговременного отделения от Москвы западнорусских епархий, входивших в состав Речи Посполитой – польско-литовского государства.
Трагическое для русского государства отторжение юго-западных и западных земель постоянно напоминало о себе в церковных делах. Некогда единая Русская Поместная Церковь стараниями враждебных политических сил насильственно раздиралась на части. Попавший в зависимость от литовских и польских завоевателей православный русский народ переживал не только все последствия чужеземного политического гнета, ему грозила опасность навсегда подпасть под влияние «утверждаемых», а практически – в нарушение исконных традиций – назначаемых католическими государями митрополитов, стать жертвой усердно проводимой Римом униатской политики. В такое трудное время в управление Русской Церковью вступил святитель Иона.
Вслед за святителем Алексием Митрополит Иона смело может быть назван одним из духовных вождей молодой русской государственности, заложившим фундамент будущего идейно единого и политически мощного Московского государства. Митрополит Иона остался в благодарной народной памяти и в русской истории и как усердный молитвенник и ходатай перед Богом за освобождение родной земли от ненавистного иноплеменного ига. Святитель предсказал скорое освобождение России от всякой зависимости от Орды, что действительно стало историческим фактом в 1480 году.
Митрополит Иона был ревностным борцом за чистоту Православия. Он ясно осознавал всю опасность, которую может принести Флорентийская уния России, особенно западнорусским областям, находившимся под властью католических правителей и их усилиями отторгаемым от Москвы, остававшейся главной хранительницей древних святоотеческих преданий.
31 марта 1461 года святитель Иона почил в Москве в глубокой старости. На Митрополии он был более двенадцати лет, до этого около полутора десятков лет фактически управлял Церковью в Московском государстве. Святитель мирно отошел ко Господу, претерпев все испытания, посланные на его долю.
29 мая 1472 года, по случаю перестройки старого Успенского собора в Московском Кремле, были обретены мощи святителя Ионы: «Егда сняша с гроба доску, и в тот час изыде благоухание много по всему храму, яко всем бывшим ту слышати его, мощи его вси целы и нерушимы» (21, с. 266). Тогда же было установлено местное празднование новоявленного святого, которому Пахомий Серб составил канон по поручению друга святителя Новгородского архиепископа Ионы. Общецерковное празднование памяти святителя было установлено при Митрополите Московском Макарии, в 1547 году.
В историю Русской Церкви святитель Иона вошел как архипастырь, до конца исполнивший свой святительский долг, верный канонам и преданиям, лежащим в основании русской церковности со времен святого равноапостольного князя Владимира.