Новости
16/3 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха Господня
20:18
(что нам следует знать о праздновании Воскресения Христова)
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для Православных Христиан и самый большой Православный Праздник. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей Веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать Апостолы.
Богослужение на Святую Пасху
Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в Каноне Пасхи.
Святая Церковь призывает не только присутствовать за Богослужением, но и живо участвовать в нем. Еще с древних, апостольских времен, Христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи). Незадолго до полуночи, примерно в 11 часов вечера, во всех Храмах служится Полунощница с Каноном Великой Субботы «Волною морскою». Перед Каноном Иерей с Диаконом исходят к Плащанице, перед которой Священник читает этот Канон. На девятой Песне Канона вокруг Плащаницы совершается троекратное каждение, а при пении «Не рыдай мене, Мати…», на словах «Возстану бо и прославлюся» Иерей подъемлет Плащаницу и относит в Алтарь, где и полагает ее на Святой Престол.
В течение 40 дней до Вознесения на Престоле лежит Святая Плащаница, однако в некоторых Храмах ее снимают на Отдание, но правильнее завершать Пасхальный цикл Праздником Вознесения (Вознесение – это последнее явление Воскресшего Господа Своим ученикам).
Пасхальную Утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов ночи (по местному времени).
За 15 минут до полуночи начинается Праздничный Благовест в большой колокол. При приближении полуночи все Священнослужители в полном белом облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в Храме возжигают свечи, «Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах Священнослужители тихим гласом 3 раза поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», — и совершают каждение вокруг Престола. После этого отверзается завеса и Священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется Духовенством в третий раз до половины «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех». Певцы, стоящие на средине Храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби», — и начинается Крестный Ход.
Пасхальный крестный ход
Крестный Ход в Пасхальную ночь знаменует собой шествие Святых Жен-Мироносиц ко Гробу Господню. Это и наше шествие навстречу Воскресшему Христу.
Крестный Ход совершается вокруг Храма при непрерывном Трезвоне колоколов. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху». Впереди Крестного Хода несут фонарь, за ним Запрестольный Крест, Запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы с Хоругвями, певцы, свещеносцы со свечами, Диаконы со своими свечами и за ними Священники. В последней паре Священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — Икону Воскресения. Завершает шествие Предстоятель (старший Священник) с трисвещником и Крестом в левой руке и кадилом в правой.
Если в Храме только один Священник, то на пеленах Икону Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Войдя в Притвор или встав перед входом в Храм, Крестный Ход останавливается пред закрытыми западными дверями Храма. Те, у кого в руках Святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Окончен Крестный Ход — колокольный трезвон прекращается.
Светлая Пасхальная заутреня
Предстоятель (Старший Священник) совершает каждение и возглашает: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Священнослужители трижды поют:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав
Затем Священнослужители поют стихи:
1)»Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,/ И да бежат от Лица Его ненавидящии Его»
2)»Яко исчезает дым, да исчезнут,/ яко тает воск от лица огня».
3)»Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».
4)»Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
5)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
6)И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе из мертвых…».
Затем Предстоятель или все Священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы, под праздничный звон колоколов, оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».
Отверзаются Церковные двери, и Крестный Ход с этой радостной вестью шествует в Храм, как и Жены-Мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Начинается Великая Ектения.
Диакон произносит «Великую Ектению» – особую усердную молитву, которая читается от имени всех верующих. Она представляет собой 11 коротких молитвенных просьб-обращений ко Господу о земных и духовных нуждах верующих. Хор от имени всех присутствующих на Службе, отвечает на эти прошения словами «Господи, помилуй». «Господи, помилуй» – краткая, но одна из самых совершенных и полных молитв, которые может произнести человек. В ней сказано все.
«Великая Ектения» часто называется по ее первым словам – «Миром Господу помолимся» – «Мирной Ектенией». Мир – необходимое условие для всякой молитвы, как общественно-церковной, так и личной. О мирном духе, как основе всякой молитвы, говорит Христос в Евангелии от Марка: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Марк; 11, 25). Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи себе мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот почему в начале большинства своих Богослужений Церковь приглашает верующих молиться Богу со спокойной, мирной совестью, примирившись с ближними и с Богом.
Далее в Мирной Ектении Церковь молится о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о родной стране, о Храме, в котором происходит данное Богослужение и вообще о всех Православных Храмах, и о тех, кто входит в них не из любопытства только, но, по выражению Ектении, «с верою и благоговением». В Ектение вспоминаются также путешествующие, недугующие, плененные и слышится просьба об избавлении от «скорби, гнева и нужды». В заключительном прошении Мирной Ектении говорится: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш (то есть жизнь нашу) Христу Богу предадим». Эта формула заключает в себе две глубокие и основные православные богословские идеи: догмат о молитвенном заступничестве Божией Матери, как Возглавительницы всех святых и высокий идеал христианства – посвящения своей жизни Христу Богу.
Заканчивается Великая (Мирная) Ектения возгласом священника, в котором прославляется Святая Троица – Отец, Сын и Дух Святой, на что поющие утвердительно отвечают: «Аминь», — и начинается Пасхальный Канон.
Пасхальный канон
Пасхальный Канон, творение Святого Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть Пасхальной Утрени — венец всех духовных песней.
Пасхальный Канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающихся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный Канон вводит нас в дух и смысл самого Праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить и понять душою это событие.
На каждой Песне Пасхального Канона совершается каждение, Священнослужители с Крестом, трисвещником и кадилом, диакон со свечой совершают каждение, радостно приветствуя всех словами: «Христос воскресе!» — на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».
На каждой Песне Канона Священнослужители переменяют цвета облачений (кроме черного). Как образец смены облачений можно принять нижеследующий порядок:
1 Песнь – белое
3 Песнь – красное
4 Песнь – зеленое
5 Песнь – голубое
6 Песнь – желтое
7 Песнь – фиолетовое
8 Песнь – желтое (золотое)
9 Песнь – красное
Эти многочисленные исхождения Священников из Алтаря и перемена облачений напоминают верующим о частых и необычных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам по Воскресении.
После Пасхального Канона поются Стихиры Пасхи, читается Огласительное Слово Святителя Иоанна Златоуста и произносятся Сугубая и Просительная Ектении.
Через Сугубую Ектению Святая Церковь предлагает верующим усугубить свое молитвенное общение с Богом. Сугубая Ектения начинается словами «Рцем вси (то есть, будем все говорить) от всея души и от всего помышления нашего…» На каждое прошение хор, от имени всех богомольцев, отвечает тройным «Господи, помилуй».
Вслед за Сугубой произносится Ектения Просительная. В ней за каждым, кроме первых двух прошений, следует ответ хора «Подай, Господи», то есть более дерзновенное обращение ко Господу, нежели покаянное «Господи, помилуй», которое слышится в других Ектениях. В первых Ектениях верующие молились о благополучии мира и Церкви, то есть, о благополучии внешнем. В Просительной же Ектении звучит моление о преуспевании в духовной жизни, о том, чтобы безгрешно окончить данный день, об Ангеле-Хранителе, о прощении грехов, о спокойной христианской кончине и о том, чтобы суметь дать Христу правильный отчет о своей жизни на Страшном Суде. Богослужение заканчивается Отпустом и Часами Святой Пасхи.
Согласно Богослужебному Уставу (по Типикону), во время всего Пасхального периода (с Пасхальной ночи до Отдания Вознесения) все Богослужения совершаются в белых облачениях. За последние десятилетия сложилась нездоровая традиция — в Пасху стали служить в красных облачениях, что является пережитком советского периода, перешедшим в Русскую Православную Церковь от живоцерковников, обновленцев, которые назывались «красными попами». Выражение Богослужебного текста «Пасха красная» ничего общего не имеет с красным цветом, так как в славянском языке значение слова «красный» было другим. Красный цвет обозначается словом «червленый»,а словом «красный» обозначалось все красивое.
Приветствия и лобзания в День Святой Пасхи
Обычай приветствовать друг друга в Пасху словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам (Апостолам) и ученицам (Женам-Мироносицам) Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.
С этим Пасхальным приветствием соединено и лобзание (целование). Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.
С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет Святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».
Огласительное Слово Святителя Иоанна Златоуста
На Святую Пасху (однажды в году) читается Слово Огласительное Святителя Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустаго.
В своем Слове Святитель Иоанн Златоуст всех призывает «насладиться сего добраго и светлаго торжества», вне зависимости от подвигов каждого: «Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь», — забыв даже о своих грехах и немощах – «Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия» .
Апогеем этого гимна Воскресению Христову предстает пред нами победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».
После Слова Святителя Иоанна Златоуста поется ему тропарь.
Пасхальные часы и Литургия
Непосредственно по окончании Утрени следуют Пасхальные Часы и Божественная Литургия. Во время пения Пасхальных Часов на Колокольне производится торжественный Звон «Во вся». Пасхальные Часы, кроме того, читаются верующими вместо утренних и вечерних молитв всю Светлую Седмицу. Во время пения Часов перед Литургией Диакон совершает каждение Алтаря и всего Храма. На Литургии во время чтения Евангелия производится звон, так называемый, «Перебор», то есть ударяют по 1 разу в один колокол, начиная с малого до самого большого.
О Причащении на Пасху
Агнец Божий распятый и воскресший во священной и светоносной нощи Воскресения преподается нам в Святых Дарах. Мы о том молимся, еще лишь начиная готовиться к Посту и затем неоднократно в течение Великого Поста: чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой Пасхи.
Особенно действует тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его Воскресения. Конечно, надо поговеть раньше и, уже причастившись Великим Постом, снова причаститься Святых Тайн. Пред Пасхальной Литургией нет времени подробно исповедоваться, это нужно сделать раньше. А в светоносную ночь, получив общее разрешение, приступать к Божественному Агнцу — залогу нашего Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо того, чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.
Святитель Шанхайский и Сан-Францисский
Иоанн (Максимович)