Новости
8/21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.
13:50
Благочестно праздновать собор святых ангелов святая Церковь стала согласно преданию святых отцов после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди, отступив от Бога, Создателя своего, стали приносить жертвы солнцу, луне, и звездам, — в то время люди поклонялись и приносили жертвы и ангелам, о чем так сказано в книге Царств: «кадили Ваалу, солнцу и лун и созвездиям, и всему воинству небесному» (4 Цар. 32, 5).
Такое неправильное почитание ангелов было сильно распространено во времена святых апостолов, т.к. были некоторые еретики, которые учили творить поклонение ангелам такое же, как Самому Богу.
Были и такие еретики, которые проповедывали, что ангелы — творцы всего видимого и, как бесплотные, выше и достойнее почитания Самого Христа. Архангела же Михаила называли богом евреев.
Другие, предававшиеся волхвованию и обольщению людей, под именем ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами.
Когда же такое неправильное почитание ангелов было осуждено, то установилось правильное почитание их — как служителей Божиих и хранителей рода человеческого.
Согласно Дионисию Ареопагиту, ученику апостола Павла, чинов ангельских насчитывается девять. Эти девять чинов ангельских разделяются на три иерархии — каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую.
Высшие чины — серафимы, херувимы и престолы.
В средней иерархии заключаются: господства, силы и власти.
В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.
Хотя по своему положению и по данной от Бога благодати все чины имеют разные наименования, однако имеют они общее название — ангелы.
Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет свое собственное назначение, т.к. премудрый Создатель не всем в одинаковой степени открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, через высших просвещает низших, открываю им Свою волю, которую повелевает исполнять.
Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом святой архистратиг Михаил, как верный служитель Божий. Он во главе ангельского воинства свергнул в бездну, называемую адом, впавшего в гордость и отступившего от Бога сатану и всех, за ним последовавших ангелов.
Такое воинственное соединение святых ангелов, во главе с Архангелом Михаилом получило имя Собора ангельского, т.к. они вместе и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, — Святую Троицу.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): из Слова в день праздника
День этот (8 ноября по церковному календарю) — главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем, и очень чтим верующими людьми. Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.
Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу — вождю Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный им дракон. С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?! Мы знаем с вами, други мои, что весь ангельский мир, который был создан еще до создания человека и всего видимого мира, был наделен при творении великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение. Среди этого ангельского мира один из верховных ангелов — Денница — открыл в самом себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира — Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» — обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного — Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто как Бог!» — смело и решительно заявляет он, свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра превозмогли над силами зла… Денница свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога.
Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И борьба сия в высшей степени ожесточится перед концом мира. Теперь всем нам должно быть понятно, почему Архистратиг Михаил изображается в таком воинственном виде. Он защитник Церкви Божией. И вид его должен приводить в страх врагов Божиих. Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных Сил. Мы должны помнить, что охранительный меч его будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом, против которого борется Архистратиг Михаил.