Новости
Къ молитвенному поминовенію Государя Павла I Петровича
20:06
11/24 марта 2021 года исполняется 220 лѣтъ со дня мученической кончины
Благовѣрнаго Императора Павла Перваго. Императоръ палъ жертвой заговора,
тщательно организованнаго ненавистниками богоустановленной Россійской
Государственности и вѣры Православной, притомъ въ подготовкѣ этого заговора
участвовали внѣшнія силы, а въ частности — Англія. За исключеніемъ Святыхъ
Царственныхъ Страстотерпцевъ Царя-Мученика Николая и Царицы-Мученицы
Александры, въ исторіи нашего Отечества не найдется, пожалуй, ни одного
правителя изъ числа русскихъ государей, чьи славныя дѣла на благо Русской
Православной Церкви и нашего многострадальнаго Отечества были бы такъ
искажены и оболганы врагами Христовыми. При этомъ уже къ серединѣ XIX столѣтія
и въ первыя десятилѣтія ХХ-го появилось нѣсколько историческихъ трудовъ, въ
которыхъ документально доказывалась лживость всѣхъ тѣхъ навѣтовъ, которые
сознательно возводились на Царя-Рыцаря, какъ именовалъ Императора Павла еще
Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ. Немало полезныхъ книгъ опубликовано и въ
послѣдніе годы въ Россіи. Но русское общественное сознаніе, въ особенности, въ
средѣ маловѣрной, по-прежнему пребываетъ въ состояніи заблужденія, когда рѣчь
заходитъ объ Императорѣ Павлѣ. Все же, по милости Божіей, положеніе мѣняется.
Появляются свидѣтельства чудесной помощи, коей удостаиваются русскіе
православные люди, что обращались съ молитвами къ Царю Павлу Петровичу.
Можно сказать, что святость Русскаго Царя-Рыцаря все отчетливѣй и безспорнѣй
предстаетъ передъ нашимъ народомъ. Мы помнимъ, что едва ли не большинство
святыхъ было признано таковыми именно русскимъ народомъ еще прежде
оффиціальнаго ихъ признанія. Таковы, въ частности, Блаженный Серафимъ
Саровскій, праведный Iоаннъ Кронштадтскій, Блаженная Ксенія, Матрона
Московская, Святитель Iоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій. Не единожды
высказывались мнѣнія о необходимости причисленія Государя Павла I Петровича къ
лику Царственныхъ Страстотерпцевъ. Сторонниковъ подобнаго взгляда немало въ
Русской Церкви, и въ Отечествѣ, и въ разсѣяніи. «Можно сказать, что въ душѣ и
совѣсти тысячъ и тысячъ православныхъ Царь Павелъ Петровичъ уже признанъ
святымъ. Къ Нему обращаются съ молитвенными просьбами, и существуетъ
множество свидѣтельствъ, что молитвы эти не остаются неуслышанными», — сказано
въ полученномъ нами этой осенью изъ Россіи письмѣ одного изъ ревнителей
прославленія Царя Павла.
Дерзнемъ и мы сказать: наступаетъ время, чтобы вопросъ о прославленіи Царя
Страстотерпца Павла Петровича былъ, наконецъ, поднятъ на самомъ высокомъ
Церковномъ уровнѣ.
И по сей день наборъ нелѣпыхъ и совершенно бездоказательныхъ слуховъ и
сплетенъ, сознательно очерняющихъ обликъ Православнаго монарха, какимъ былъ и
оставался Павелъ Петровичъ до послѣднихъ мгновеній своей страдальческой земной
жизни, занимаютъ «почетное» мѣсто въ исторіи Его царствованія. И это не
случайно. «Краткое царствованіе Павла I замѣчательно темъ, что онъ сорвалъ маску
со всего прежняго фантасмагорическаго міра, произвелъ на свѣтъ новыя идеи и
новыя представленія», — сказано въ воспоминаніяхъ, написанныхъ уже въ старости, въ
1860 году, Яковомъ Ивановичемъ Де Сангленомъ, — начальникомъ Особенной
канцеляріи Министерства полиціи, досконально знакомымъ со многими секретами
внутренней и внѣшней политики Россіи. Дѣйствительно, въ административной,
военной и, что для насъ въ данномъ случаѣ особенно важно, Церковной областяхъ
государственнаго строительства Императоръ Павелъ Петровичъ произвелъ
благодѣтельныя перемѣны. Добавимъ еще, что именно Государь Павелъ Петровичъ
фактически даровалъ русскому крестьянству гражданскую свободу, повелѣвъ, чтобы
обязательное время работы крестьянъ на помѣщичьихъ земляхъ продолжалось не
болѣе трехъ дней въ недѣлю. Онъ же даровалъ русскому священству наперсный
«павловскій крестъ».
Въ перечнѣ «прегрѣшеній» Царя-Рыцаря – упоминается избраніе Его Великимъ
Магистромъ Ордена Св. Іоанна Іерусалимскаго. Такого рода обвиненія
распространены даже въ православной средѣ, и поэтому обликъ Императора Павла
продолжаетъ оставаться искаженнымъ именно тамъ, гдѣ слѣдовало бы ожидать
особеннаго его почитанія. Но Императоръ Павелъ I, будучи избранъ Великимъ
Магистромъ, дѣлалъ все возможное, чтобы это древнее, и, напомнимъ, созданное
первоначально именно какъ Православное, по благословенію Патріарха
Іерусалимскаго, страннопріимное братство, стало бы основой для защиты
богоустановленной Царской власти отъ революціонеровъ. Именно такъ и понимали
Его дѣянія русскіе патріоты. Среди наиболѣе замѣтныхъ русскихъ изслѣдователей
масонства мы находимъ полк. Николая Филипповича Степанова (литературное имя
– Н.Свитковъ), — кавалера Ордена Св. Іоанна Іерусалимскаго. Труды кавалера
Степанова («Масонство въ русской эмиграціи», Парижъ, 1932, докладъ его на
Второмъ Всезарубежномъ Соборѣ Православной Церкви Заграницей – посвященный
совершенно новой тогда проблемѣ связей масонства съ экуменизмомъ, 1938 г.) еще
пригодятся будущему историку. – Трудно представить себѣ этого виднаго
православнаго монархиста въ качествѣ члена ассоціаціи, относительно которой
существовало бы самомалѣйшее подозрѣніе въ принадлежности къ католицизму и
масонскому движенію. Кавалеръ-iоаннитъ полк. Н.Ф. Степановъ (въ иночествѣ –
Александръ) скончался въ серединѣ 60-х годовъ въ Іерусалимѣ, въ старческомъ домѣ
Русской православной обители при храмѣ Св. Маріи Магдалины въ Геѳсиманіи.
6 октября 2020 года въ Москвѣ, въ Домѣ Общественныхъ Организацій состоялась
конференція «Государь Императоръ и Самодержецъ Всероссійскiй Павелъ Первый.
Особое предзнаменованіе», пріуроченная къ 266-лѣтiю со дня Его рожденія. Началу
конференціи предшествовала панихида по убіенному Императору. Послѣ
вступительнаго слова организатора мѣропріятіи президента общества
«Православная миссія по возрожденію духовныхъ цѣнностей Русскаго народа» Игоря
Евгеньевича Смыкова, зачитавшаго свидѣтельство о чудесномъ спасеніи экипажа
космическаго корабля по молитвамъ, обращеннымъ къ Императору Павлу
Петровичу, прошла торжественная церемонія врученія орденовъ Императора Павла
Перваго.
Скоропостижно скончавшійся въ минувшемъ ноябрѣ отъ губительнаго вируса, Игорь
Евг. Смыковъ писалъ намъ: «Издревле, почти со времени самой кончины
Благочестивѣйшаго Государя Императора Павла I Петровича (11 марта 1801 г.),
многіе люди разныхъ классовъ, положеній, званій и состояній — приходили въ
Петропавловскій соборъ (Усыпальницу Русскихъ Государей и Царской фамиліи) и
просили священниковъ собора служить панихиды при гробницѣ Императора Павла
I, повѣствуя иногда при этомъ о случаяхъ заступленія и помощи — послѣ молитвы
по Императорѣ Павлѣ I — со стороны Его въ разныхъ тяжелыхъ жизненныхъ
обстоятельствахъ, — особенно въ дѣлахъ тяжебныхъ и судебныхъ, — при явно
наносимыхъ обидахъ со стороны сильныхъ слабымъ. Иногда присылались письма
изъ разныхъ мѣстностей Россіи съ просьбой отслужить панихиду при гробницѣ
Императора Павла I. И нынѣ присылаютъ. Въ послѣдніе годы паломничество къ этой
гробницѣ увеличилось, — и не проходитъ почти ни одной недѣли, въ которую бы
никто не обращался съ просьбою о служеніи панихиды по Императору Павлу I.».
Русскій народъ обращался, – и обращается, — къ Царю Павлу съ молитвами о
помощи. Теперь слово за Церковью.
Архіепископъ ГАВРІИЛЪ