Новости
Введение (Вход) во храм Пресвятая Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии
20:54
Подробности, отраженные в двунадесятом празднике Введения во Храм Иерусалимский юной Отроковицы Марии — Храма Одушевленного, предназначенного стать новым Домом Божиим (как и обстоятельства Рождества Богородицы) — мы находим в одном из древнейших вероисповедных памятников христиан Палестины: так называемом Протоевангелии Иакова (Иаковля Повесть). Изучение этой книги, отразившей в себе Святое Предание, подтверждает, что почитание Богоматери было усвоено первоначальной Церковью никак не позже начала II столетия.
«…Дитя достигло двух лет отроду, и сказал Иоаким: возьмите Ее в Храм Господень, во исполнение обета, который приняли мы на себя и должны исполнить; дабы не взыскал с нас Господь, и дар наш чтобы не стал неприемлем для Него. И сказала Анна: дождемся третьего года, чтобы не задержать Дитяти дольше с отцом Ее и матерью Ее. И когда сравнялось Дитяти три года, сказал Иоаким: призовите непорочных девиц от дочерей Еврейских и вручите каждой по светильнику, и дайте им зажечь их, и пускай не оборачивается Дитя назад, и сердце Ее да не отвратится от Дома Божия. И сделали так, доколе не вошли во Храм. И принял Ее священник, и облобызал Ее и ж благословил Ее, говоря: возвеличит Господь Бог имя Твое во все роды; в Тебе, в конце времен, возвестит Господь избавление детей Израилевых» (Протоевангелие Иакова, 7,1-6; по изданию Коллинза, Лондон, 1980).
Далее в Иаковлевой Повести рассказывается, что юная Мария была возведена на третью ступень храмового жертвенника «и излилась на Нее милость Божия, и заплясало Дитя от радости», — от неизреченной радости встречи с Духом Господним,– так же как спустя почти полтора десятилетия взыграл радостно младенец во чреве Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, когда Богородица и Приснодева Мария, Храм Нерукотворенный, вошла в дом Захарии и Елизаветы, — родителей будущего Предтечи Господня (Лук., 1,39-45).
Благочестивая традиция прибавляет что чередной священник (в некоторых источниках утверждается, что им был именно Захария) по откровению Божьему ввел трехлетнюю Марию в Святая Святых Иерусалимского Храма; это привело в изумление не только людей», — но и Силы Небесные, «ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева со славою вниде во Святая Святых». Напомним что предание утверждает, будто бы правом лицезрения Святая Святых пользовался Апостол Иаков-брат Божий, — которому и приписывается Иаковля Повесть.
Отроковица Мария воспитывалась при Храме Иерусалимском «как голубица и получала пищу из рук Ангельских» — причем, историческая достоверность того, Она могла быть оставлена на жительство на святой горе Мориа подтверждается даже внехристианскими свидетельствами. Известно, что здесь были построены тридцать трехэтажных «каменных храмин, пространных и красивых… В этих храминах были помещения для различных лиц: особо жили девы, до времени посвящения на службы Богу» (Привожу по: С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей, Харьков, 1900).
Сказать, когда в точности праздник Входа (или Введения) во Храм стал частью богослужебного круга Двунадесятых, затруднительно. Известно лишь, что начало празднования связано со знаменитейшей иерусалимской постройкой византийских времен — Базиликой Пресвятой Богородицы, которую возвел на южном склоне Храмовой горы император Юстиниан в шестом столетии по РХ. Развалины этой базилики, известной под именем «Неа» (Новая) обнаружились в ходе раскопок в Иерусалиме в первой половине 70-х годов. Видимо о «Неа» упоминает историк VI в. Прокопий. Впрочем, еще в прошлом столетии отечественный церковный писатель и историк Авраам Сергеевич Норов беседовал во Св. Граде с палестинскими христианами, что «доселе указывают на бывшую древле Церковь Введения Богородицы приписывая построение ее царице Елене» (См. «Путешествие по Святой Земле в 1835 г.»).
Освящение базилики «Неа» происходило в 548 году — и постепенно ежегодный храмовой праздник связался с соответствующим рассказом Иаковлевой повести. Тем не менее, даже через сто лет после освящения приснопамятный патриарх Иерусалимский Софроний, говоря в одной из своих проповедей о пребывании юной Марии во Храме, — о церковном празднике Введения не упоминает.
В 638 году «Неа» обратили в мечеть. Храмовый праздник более не отмечался. Но именно от тех времен, начиная со второй половины седьмого столетия, последование Введения Пресвятыя Богородицы во Храм стало исподволь обретать черты самостоятельного праздника.
Рассказывают, будто бы праздник из Иерусалима попал в Константинополь стараниями св. Андрея Критского, хотя никаких особенных доказательств этому нет. Во всяком случае именно тогда патриарх Константинопольский Герман I посвятил Введению две проповеди. В них говорилось, что введенские праздничные службы возникли совсем недавно. Проповеди патр. Германа относятся к началу VIII в., а в следующем столетии св. Григорием Никомидийским были написаны стихиры праздника, которые поются и поныне.
Любопытно, что Греческая Православная Энциклопедия упоминает, без подробностей, о каком-то в Риме находящемся изображении юной Богородицы, молящейся на Храмовой горе; изображение это относится к V в.
«В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает», — сказано во Введенском тропаре. «И полюбил Ее весь дом Израилев»- говорится в Повести Иаковлевой. Но ведь это только предуготовление к воплощению Христову, и сегодня Она, трехлетняя, не оборачиваясь, на удивление легко взбегает по высоким ступеням к самому жертвеннику, — и с этого Введенского дня Церковь, идя во сретение Рождества Христова, начинает петь:«Христос раждается, славите…».