Новости

25 марта/7 апреля — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

20:22

В древности празднику Благовещения давали разные имена: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. Название праздника – Благовещение – передает главный смысл его: возвещение Архангелом Гавриилом в Назарете Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.

Раскопки, проведенные неподалеку от Благовещенской церкви в Назарете, обнаружили множество следов не только времен первого века по Рождеству Христову, но и значительно более ранних: место это было заселено едва ли не в камен­ном веке.  Однако, Назарет во времена, которые интересуют исследователей Нового Завета, был символом глубочайшей провинции, На то были свои причины. Древний торговый путь Виа Марис, что связывал Дамаск с Газой и Египтом, проходил приблизительно в ше­сти милях к востоку от горы Фаворской. А поскольку Назарет лежит в до­лине, окруженной холмами, подобно амфитеатру, он поневоле оставался в стороне от дороги: движение карава­нов обходило его полукружьем. Эти несколько десятков домиков, виноградники, маслобойни, огороды — так бы и дремали в полу­забытьи под галилейским небом, если б Господь рукою сильною и мышцею напряженною не выдвинул Назарет в самый первый ряд истории человечества. 

«На том месте, где был дом пра­ведного Иосифа, в коем совершилось благовещение, устроен католический монастырь. От святого дома сохра­нились три небольшие комнаты, од­на над другою, в виде пещер, выры­тых в природной каменной скале.

…В нижней природной пещере, где было жилище Пресвятой Богороди­цы, устроен католический же храм, в который спускаются по мраморным ступеням. Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крес­том, означающий то место, где сто­яла Пресвятая Дева во время Архан­гельского благовестия» (Троицкие Листки. 1885 г.).

Изданный в 1914 году для русских паломников «Путеводитель» грече­ского архимандрита Пантелеймона добавляет, что «над колодцем, у ко­торого было благовещение Деве Ма­рии от Архангела Гавриила, при Кон­стантине Великом воздвигнута была базилика, сохраняемая до VI века».

Между тем знаменитая паломница Сильвия-Этерия, посетившая Палестину в эпоху расцвета византийского храмостроительства, в своих путевых запи­сках о праздновании Благовещения не сообщает ничего, — хотя о прочих праздниках рассказывает весьма де­тально. И на Лаодикийском соборе, то есть в VI столетии по РХ, праздник Благовещения также не обсуждается, тогда как именно на этом соборе зани­мались установлением дней праздно­вания событий священной истории. Первые сведения о Благовещении мы обнаруживаем в так называемых Пас­хальных Хрониках, относящихся к VII веку. Здесь уже география ни при чем. Неупоминание назаретской святыни и праздника Благовещения — есть ре­зультат острейшего конфликта между «церковью обрезанных» и «церковью языков», — т.е. иудеохристианами и вер­ными из иных народов. Галилейский христианский центр, само существо­вание которого прежде отрицалось, с его множеством храмов и тысячами прихожан, был именно «церковью обрезанных». О святых местах, при­надлежащих противной стороне, ре­внители упоминать отказывались. Когда секта иудеохристиан пришла в упадок, положение почти тотчас же изменилось.

В середине пятидесятых годов ХХ столетия францисканский монах, археолог Беллармино Багатти приступил к раскоп­кам у дома Святого Семейства в Назарете.

Крупнейший специалист по христи­анским древностям в Палестине, Багатти оказался тем, кому выпала честь «до­копаться» до самых любопытных за последние десятилетия открытий в новозаветной науке.

На одной из стен, примыкающих к комнате-пещерке Благовещения, им была обнаружена греческая надпись, сделанная никак не позже II столетия по Рождеству Христову. Надпись эта гласит ХЕ МАRIА («Радуйся, Мария»). Перед нами — начальные слова Благовещения Архангела Гавриила.

 

Посмотрим теперь на икону праздника: Архангел Гавриил сходит к Деве, чтобы ей возвестить Благую весть:  Сын Божий становится Сыном Человеческим. Исполняется пророчество Исаии, — и Богородица отвечает  смиренным согласием на ангельскую весть: «Да будет Мне по слову Твоему».


Церковное Предание гласит, что в тот самый момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, и как раз задумалась над словами о рождении Мессии от Девы.  С Благовещением  у нас в народе издревле связаны некоторые особенные обычаи, приметы и поговорки Говорят, например, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа — грех. Приведем еще несколько подобных же образцов.

На Благовещение весна зиму поборола.

На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.

Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет работы).

Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени, в клети).

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.

Если в день Благовещенья ветер, иней и туман — к урожайному году.

На Благовещенье дождь — родится рожь.

Мокрое Благовещенье — грибное лето.

На Благовещенье хороший улов рыбы.

На Благовещенье мороз — урожай на грузди.

На Благовещенье гроза — к теплому лету, к урожаю орехов.

Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.

Благовещенскую капусту мороз не бьет (т. е. из семян, собранных на Благовещенье из кочня).

Икону Благовещения ставят «в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:

Мать Божья!
Гавриил-архангел!
Благовестите,
Благоволите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!»

Раньше в Москве на Благовещенье соблюдали обряд «отпущенья птиц на волю». Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их.

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!