Новости

4 ноября/22 октября – празднование Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

13:40

В этот день мы вспоминаем дивную Казанскую икону Богоматери «ради избавления от ляхов в 1612 году». Это означает, что речь идет о событиях Смутного времени. Но сам образ был обретен более чем тридцатью годами прежде.  Явление в городе Казани чудотворной иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с крестным ходом в Казанский Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (+1612). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Освобождение Москвы в Смутное время

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, патриарх Ермоген, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; + 1626). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

Полтавская битва

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

Отечественная война

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.

4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл представил обретенный чудотворный Казанский образ Божией Матери, утраченный в 1918 году.
Этот образ Предстоятель Русской Православной Церкви явил после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля.

– Сегодня мы все являемся свидетелями очень важного исторического события. Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Божией Матери, Казанского и Московского, – сказал Святейший, представляя икону.

– Хотя образ был обретен раньше, но он никогда не был представлен людям, а находился в Патриаршей келье, потому что многое нужно было выяснить, перед тем как сказать, что это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории, – добавил Первосвятитель.

Патриарх Кирилл уточнил, что обретенный чудотворный Казанский образ Божией Матери датирован 1580 годом.

– Мы знаем, что перед этим образом молился князь Пожарский, перед тем как начать наступление на Кремль. Знаем, что перед этим образом он молился также, когда должен был начать наступление на Новодевичий монастырь, в то время ставший укреплением польской армии. Другими словами, перед этим образом он молился всякий раз, когда вступал в решительную схватку с польскими интервентами, – рассказал Святейший Патриарх.

Предстоятель Церкви отметил, что этот образ был помещен в первоначальный храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, возведенный князем Дмитрием Пожарским после освобождения Москвы. Сегодня на его месте стоит воссозданный храм.

– А потом икона из этого храма исчезает. Самая распространенная версия – икону украли, и эта идея развивалась в разных вариантах: украли и вывезли за границу, давно перепродали, а может, иконы уже и вовсе нет, или она в глубинах личных коллекций и, наверное, никогда больше не будет явлена миру. Но оказалось, что это не так. Икона оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку …. – искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи, – пояснил Святейший.

Патриарх Кирилл сообщил, что «благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества».

– Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской Православной Церкви, – подчеркнул Первосвятитель.

Святейший поведал историю того, как он обнаружил представленный сегодня образ:

– Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкино и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрел этот образ. Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон. Кто-то называет это не вполне легальным действием, кто-то говорит, что это просто точные копии. Другими словами, у меня была полная уверенность, что это одна из таких копий; я не мог себе представить, что могло быть нечто иное. Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский. Это событие можно назвать историческим. Я не сразу решился на то, чтобы обо всем этом сказать в храме, но потом понял, что таить эту историю невозможно… после тщательнейшего изучения и самого образа, и обстоятельств, связанных с его историей, когда у меня не осталось ни малейших сомнений, что передо мной подлинник, я принял решение именно в этом святом храме рассказать нашему народу, всем вам, мои дорогие, а через вас всему миру о великом событии.

– И вот сегодня происходит это событие. Вы видите перед собой подлинник, чудотворный Казанский образ Божией Матери, перед которым молились Пожарский, Минин и который спас наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей общенациональной святыней, и я радуюсь тому, что, наконец, имею возможность обо всем этом открыто сказать, – заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Величание Иконе Божией Матери «Казанской»

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему.

Тропарь Иконе Божией Матери «Казанская»

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.