Новости

Архиепископ Гавриил Монреальский и Канадский: «Мы стараемся жить в мире со всеми – и друг с другом» В своем интервью Высокопреосвященнейший Гавриил подводит итоги минувшего 2018 года.

21:30

Беседа с Высокопреосвященным Гавриилом, Архиепископом Монреальским и Канадским
— Ваше Высокопреосвященство, прошедший 1918 год – стал скорбной юбилейной датой: 100-летие убийства Государя-Страстотерпца Николая Александровича и Его Августейшей Семьи. Как былa отмечена, ознаменована эта дата в Канадской епархии?
— Минувший год для всей Исторической России, то есть для всей Православной Руси, как в отечественных границах, так и в русском православном рассеянии, проходил под знаком памяти 100-летия мученической кончины Императора Николая II, Его Августейшей Семьи, а также Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и иже с Ними. В ознаменование этой скорбной даты по всем приходам нашей епархии, в самый день злодейского убийства Святых Царственных Страстотерпцев служились молебны. А в сентябре при храме Смоленской Иконы Божией Матери в Джексонс Пойнт, или как именуют это место наши старожилы, в «Березках», завершилось строительство часовни Святым Царственным Страстотерпцам: это единственный такого рода памятник убиенному Русскому Царю-Помазаннику Божию на Северо-Американском континенте, о чем подробно сообщалось в СМИ. Но еще в мае минувшего года мне удалось побывать на месте строительства, и освятить полученный из России новый купол и крест, большую икону святого Царского Семейства, которая вскоре нашла свое место в часовне. Позже, летом, выполняя поручение нашего Митрополита, Высокопреосвященнейшего Владыки Илариона, мне довелось возглавить паломническую группу по Св. Местам России. Паломничество началось именно с Екатеринбурга, — там, где приняла страдания Царская Семья, урочища Ганина Яма и Алапаевска, — места убиения Преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. В Екатеринбурге нас с братской любовью встретил Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, который всячески помог нам в посещении этих святых мест. С Владыкой Кириллом я, по милости Божией, сослужил на Божественной Литургии в главном монастырском храме во имя Св. Царственных Страстотерпцев (Царском храме, как его называют) на Ганиной Яме. Обитель Св. Царственных Страстотерпцев – одна из самых молодых в России, и храмов здесь – семь, по числу членов убиенно Царской Семьи. И, наконец, в ноябре 2018 г., во время пастырского епархиального совещания, проходившего в Торонто, при Свято-Троицком соборе состоялось, можно сказать, соборное увенчание года Святых Царственных Мучеников. Служение Литургии соединилось со службой Св. Царственных мучеников. Специально приглашенный на нашу встречу из Санкт-Петербурга профессор-протоиерей Георгий Митрофанов предложил присутствующим на совещании необычайно интересный и содержательный доклад о судьбе Царской Семьи и Русской Церкви в те нелегкие времена. Доклад о. Георгий прочел и для прихожан Свято-Троицкого храма, в воскресенье 18-го ноября. Позволю еще добавить, что в нашей епархии, прежде всего, в Свято-Троицком соборе Торонто, сложилась своего рода традиция празднования Царских дней. Еще в сентябре 2013 года мы отметили здесь 400-летие Дома Романовых. Среди прочего в те сентябрьские дни в Торонто прошло и заседание Архиерейского Синода. Прошение о праздновании исходило от самого прихода, от лица его настоятеля – митрофорного протоиерея Владимира Мальченко, благочинного наших приходов в Восточной Канаде. Свято-Троицкий приход в Торонто, по милости Божией, — сегодня едва ли не самый многочисленный в Русском Зарубежье. Кстати, в Торонто нашла свое последнее упокоение Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна Романова, сестра последнего нашего Государя. В будущем, 2020-м году исполнится 60 лет со дня ее кончины.
— В таком случае, позвольте спросить, Владыка. Вы потомок «первой волны» русской эмиграции. Что сохранилось в Вашей памяти, — памяти о детстве и юности, — о том, что говорилось о Царской Семье в Вашем родительском доме, что слышали Вы о Ней от Ваших старших современников?
— Больше всего мне запомнились не слова, а портреты: Государя, Государыни, всей Августейшей Семьи. Я видел их и в нашем доме, и в домах наших знакомых и друзей. Существенно, что в нашей эмиграции число сознательных приверженцев Монархии сперва было небольшим, просто потому, что в предреволюционной России их, надо признать, оставалось не так много во всех сословиях, а особенно – в сословиях образованных, то есть мнящих себя таковыми. Но по Божьему усмотрению, многие и многие русские люди, пожив несколько лет на чужбине, расставались с приычными для интеллигенции «прогрессивно-либеральными» и тому подобными заблуждениями. Это возвращение к истокам практически у всех и всегда начиналось с возвращения в ограду Церковную, осознания себя Православными русскими. Ведь, к сожалению, многие воцерковились уже в изгнании. Пришли к Церкви «от бед», по великой духовной нужде. И если судить по настроениям «второй эмиграции», нечто подобное происходило в те же годы и в самой России. К людям постепенно приходило чувство потери, утраты подлинных ценностей. И это никак не может быть случайностью. Еще в 50-х годах прошлого века, задолго до прославления Царственных Мучеников, 17-го июля по новому стилю, согласно решению нашего Архиерейского Синода день убиения Благоверного Государя Императора Николая II Александровича и Его Августейшей Семьи, знаменовался строгим постом и повсеместными панихидами по Убиенному Помазаннику Божию. Для русской эмиграции это был день траура. Русская Зарубежная Церквь рассматривала день убийства Государя и Августейшей Семьи как Божию кару, постигшую нас за наследственную вину теплохладности. Так возникало понимание того, что события марта-октября 1917 года и все последующее – это не просто результат неудачной мирской политики, не нашедшей в себе сил противостоять козням внешних и внутренних врагов нашего Отечества, а наказание Божие за всеобщее отступление от богоустановленной Власти. Разумеется, были и ошибки, были заговоры: против России велась, как теперь говорят, «гибридная война». Как сказано в дневнике Царственного Страстотерпца Государя Николая Александровича, повсюду были «измена, и трусость, и обман». Но важно понять, что мы, русские, именно по отступлению своему от воли Божией, не смогли избежать этих ошибок. Мы не нашли в себе сил противостоять заговорам и «гибридной войне», потому что отступили от воли Божией, отказались от Помазанника Божия – и Господь, до вразумления, отошел от нас. Поэтому ненавистники Православной Руси смогли воспользоваться нашей слабостью. От нас, по нашей же вине, был взят Удерживающий. Авва Русской Зарубежной Церкви, Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий), «исключительное святоотеческое явление», как говорил о нем знаменитый сербский богослов архим. Иустин (Попович), еще в 1905 году произнес пророческие слова: «Теперь, когда крамола открыто бесчинствует, когда нагло заушает своими выходками всю русскую землю, когда она плюет тебе в глаза, о родная Русь, — теперь стыдом и раскаянием исполнены сердца наши. Теперь мы понимаем, как должны мы были беречь Тебя, наш Государь…». Поневоле задумаешься: неужели это «теперь» было произнесено более века тому назад, а не вчера и не сегодня?
— В этом же 2018 году отмечалось и 100-летие начала братоубийственной Гражданской войны в России. Допустимо ли согласиться с тем, что в российском народе установилось примирение, т.е., взаимоожесточение гражданской войны окончательно, слава Богу, отошло или отходит в прошлое?
— По моим наблюдениям, в России еще нет достаточного понимания того, что с нами, с нашим народом, тогда произошло. И непонимание это практически всеобщее, сверху донизу. Мы словно никак не можем вместить правду. Россияне, в большинстве, справедливо негодуют на действия коллективного Запада в отношении Отечества: это и санкции, это и поток откровенно лживой информации, и постоянные попытки так называемого «сдерживания» России, наконец, попытки смены власти. Но ведь те же самые силы на протяжении долгих десятилетий старались разрушить Россию Царскую, опорочить богоустановленную власть Помазанника Божия, уничтожить Русскую Цивилизацию. Недаром в Петербурге после февральского переворота 1917 г. рассказывали, будто премьер Великобритании Ллойд Джордж, узнав о вынужденном отречении Государя, потирая руки, говорил: «Одна из английских целей войны достигнута». Октябрьские события явились, на мой взгляд, прямым продолжением февраля. К власти в нашем Отечестве пришли прототипы героев романа Достоевского «Бесы», что вполне соответствовало устремлениям ненавистников России. Вспомним, что к Первой мировой войне Россия подошла с превосходными экономическими показателями, казалось бы, сильной и могущественной. Все сегодня знают, что случилось всего-то тремя годами позже. Наступила Вторая Русская Смута, которая оказалась много страшнее и продолжительнее Смуты Первой, что завершилась после избрания на Царство Михаила Романова. Вторая Смута унесла миллионы и миллионы русских жизней. Как бы мы не именовали эти страшные события – репрессиями или «следствием гражданской войны элит», сущность произошедшего не изменится: новая власть, с ее безбожием, ее сатанинской ненавистью к Православной Церкви, принесла России неисчислимые беды и страдания. Приведу здесь иные пророческие слова Митрополита Антония, сказанные все в том же 1905 году. Святитель предупреждал, что если поколеблется богоустановленная Царская власть, то наш народ «будет несчастнейшим из народов, порабощенным врагом всех священных ему и дорогих устоев его тысячелетней жизни, — врагом упорным и жестоким, который начнет с того, что отнимет у него возможность изучать в школах Закон Божий, а кончит тем, что будет разрушать святые храмы и извергать мощи Угодников Божиих, собирая их в анатомические театры…». Именно так и случилось. Безбожная власть, при всей своей жестокости, оставалась слепа и глуха. Даже победа России во Второй мировой (Великой Отечественной) войне эту власть ничему не научила. Зато внешние силы, враждебные России, поняли, что опасность русского возрождения все еще реальна, а значит, разрушение нашего Отечества надо продолжить. К последней декаде XX в. Россия подсоветская подошла, казалось бы, подлинной сверхдержавой. А спустя все те же два-три года наступила Третья Русская Смута. Чтобы окончательно изжить ее, следовало бы избавиться от застарелого процесса расщепления нашего исторического сознания. Если справедливо сегодняшее возмущение привносимыми извне «технологиями» смены власти в России, то нам должно признать, что 100 лет тому назад происходило практически то же самое, а потому пора внутренне осудить тех, кто стоял у истоков Русской Смуты 1917-18 годов. Казалось бы, все желают сильной России. Но это может оказаться неосуществимым, если мы не поймем, что с нами произошло. Когда заходит речь о советской эпохе, часто можно услышать: «Это наша история!» Совершенно верно. Только этот период нашей истории остается доселе не вполне осмысленным. Печально признать, что не до конца осмыслены и и подвиги наших Новомучеников Российских. Дела многих из них, все еще не прославленных, остаются в архивах, и дела эти — закрыты. Потому, как нам говорят, чтобы не обидеть и не огорчить потомков тех, кто фактически стал палачами Новомучеников. Вот это уже для меня совершенно неприемлемо. Полагаю, что все эти дела должны быть раскрыты, а потомки совершивших тяжкий грех призваны молиться, замаливать вины своих несчастных предков перед Господом, Который «утверждают ниспадающих и возводит низверженных». Многое можно и нужно было бы сделать в этом направлении – и государственной властью, и Церковью.
— И еще немного о юбилеях, но совсем иных, уже лично Ваших. Прошло 10 лет со времени назначения Вашего на канадскую кафедру. Могли бы Вы подвести некоторые предварительные итоги: что изменилось во вверенной Вам епархии за это время, что сделано, что предстоит сделать?
— Выполняя поручение Архиерейского Синода я стал окормлять Восточное благочиние Канадской епархии еще в декабре 2001 года, оставаясь епископом Манхеттенским. Но лишь получив кафедру в Канаде, я начал понимать, что здесь произошло, в чем причина нестроений и разладов. Здесь, кстати, и пожар зимы 1998 г., когда от благолепного Свято-Николаевского кафедрального собора остались одни обгорелые стены. И сегодня, 20 лет спустя, собор все еще продолжает достраиваться, но слава Богу, главное сделано, и нам есть, где соборно молиться. Впрочем, настоящего иконостаса у нас и до сих пор нет… Уповаем на помошь Божию. Совсем недавно, после долгих лет стараний, удалось создать свечной завод. В свое время доходы Канадской епархии во многом основывались именно на традиционном свечном деле, поэтому мы и нынче надеемся на этот источник. К сожалению, в епархии не осталось монастырей, но по воле Божией появятся у нас новые обители. При этом, число прихожан растет, прежде всего, за счет новоприезжих со всех концов Исторической России, а потому растет и число приходов: это и приход Святителя Тихона Московского, Исповедника в Кембридже, Онт., Св. Равноапостольного Великого Княза Владимира в Саскатуне, Саскачеван, где никогда прежде не было ни одной русской православной общины, и Свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Калгари, Альберта. Маленькая, так называемая «летняя», община при храме во имя Смоленской Божией Матери в Джексонс Пойнт, Онт., слава Богу, многократно возросла и стала весьма большим, успешно развивающимся приходом. Мы стараемся жить в мире со всеми – и друг с другом. Что до имущественных споров, на ведение которых были затрачены немалые средства некогда богатой Канадской епархии, то мы больше не надеемся на мирские суды, а ищем пути мирные, как и подобает Православным.
— Как бы Вы прокомментировали события, связанные с предоставлением Константинополем так. наз. «автокефалии», о которой священноначалие канонической Украинской Православной Церкви вовсе не просило? Можно ли рассматривать поступки Фанара как акцию сугубо политическую, т.е., внецерковную, либо даже антицерковную?

Именно так, по-моему, к этим действиям и следует отнестись. Это не просто безчиние, возмущающее Церковное сознание, даже не просто попрание Св. Канонов, это выход далеко за их пределы. Недаром Святейший Патриарх Кирилл назвал деятельность Фанара политической авантюрой, а Блаженнейший Митрополит Онуфрий заметил недавно, что эта «новая церковная структура» на самом деле – политическая партия, которая долго не продержится. Но беда в том, что под угрозой вековой канонический порядок. И это может принести на древнюю землю Киевской Руси страдания к кровь. В состав созданной с политическими целями, по заказу политиков «ПЦУ» вошли исключительно раскольники и немногочисленные, слава Богу, предатели истинной Церкви. Трудно не признать справедливость мнения, что «восстановив» анафематствованного бывш. митроп. Филарета Денисенко, и сам патр. Варфоломей подлежит анафеме. «Тысячелетнюю Украинскую православную церковь не только весь православный мир, но и филаретовцы, автокефалисты и сама украинская власть признают Церковью Христовой, ее таинства — спасительными и благодатными. Так чего, спрашивается, вы ее по всем телеканалам с утра до вечера хулите, третируете, натравливаете на нее погромщиков-боевиков? Каким образом из этих злобных, лживых, святотатствующих, вопящих «смерть врагам!» Порошенко с Варфоломеем склеят новую Церковь Христову, Церковь спасения, любви и братства? – Эти слова принадлежат руководителю пресс-службы Украинской Православной Церкви Василию Семеновичу Анисимову. — Материнской для УПЦ является Русская Православная Церковь, — продолжает он. — Она из своих епархий в XX веке сначала создала украинский экзархат, а в 1990 году преобразовала его в автономную (независимую) Церковь, нарекла ее Украинской православной церковью, выдала томос (грамоту) на независимость и самостоятельность в управлении. В нее входят все епархии РПЦ, которые находились на территории советской Украины, как древние, так и созданные на присоединенных к Российской Империи, а затем к СССР землях. Константинопольский патриарх никакого отношения ни к Украине, ни к Украинской Православной Церкви не имеет, поскольку ни такого государства, ни такой Церкви триста лет назад (с 1686 г., когда Киевская митрополия стала при Патриархе Иоакиме, частью Русской Православной Церкви) не существовало. В 1991 году будущий патриарх Варфоломей был в Киеве, объяснял нам на пальцах, почему наши автокефалисты богоотступны, преступны и ведут людей в ад. Когда митр. Филарет ушел в раскол и создал свою раскольничью «УПЦ КП», Варфоломей заявил, что такой институции в Православии не существует, а Филарета никто не считает архиереем. Теперь ему это все как-то надо переигрывать, объяснять, почему одни и те же люди вели до сегодняшнего дня обманутых верующих в ад, к вечной погибели, а теперь станут проводниками в Царствие Небесное?».
Сказанное В.С. Анисимовым не нуждается в комментариях. Добавлю только, что для нас, Церкви Русской, подобные поступки фанарских патриархов далеко не новы. Еще в 1924 году, при Григории VII, Фанар потребовал от Святейшего Патриарха Тихона, Исповедника немедленно удалиться от управления Церковью, признал законность обновленческого «синода» и предложил сербскому Патриарху Димитрию закрыть Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, который тогда пребывал в Сербии. Тогда же в Стамбуле были приняты меры против проживавщих там русских архиереев: архиепископа Анастасия (будущего главы РПЦЗ) и епископа Александра Северо-Американского. Им было запрещено священнослужение, предписано прекратить поминать Патриарха Тихона – и дана была рекомендация признать советскую власть.
Печальную историю Константинопольского (Вселенского) патриархата за последнее столетие можно было бы продолжить, или, напротив, вернуться ко временам Брестской унии 1596 года, когда появилось на свет решение нескольких епископов Киевской митрополии Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения «по восточному обряду».
Но дело не в отдельных людях со своими слабостями и грехами, от которых не свободны и представители священной иерархии. На память приходит вторая глава Апокалипсиса (Откровения Святого Иоанна Богослова), в которой говорится о семи поместных церквах в Азии, некогда великих и славных, но по воле Божией бесследно исчезнувших. Единая Святая Соборная Церковь – вечна, однако то, что является частью ее земного бытия – подлежит земным законом временности. Глядя на происходящее, поневоле спрашиваешь себя: а есть ли еще на свете Вселенский Константинопольский Патриархат, или он исчез вместе с Византией? Не принимаем ли мы за него сомнительную «церковную структуру», уже который год предлагающую на геополитическом рынке сомнительные же геополитические услуги? Разумеется, что ответы на подобные вопросы вправе искать и находить только вселенский собор. А нам следует не забывать слов Откровения: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни…» (Откр.,2; 7).
И в эти тяжкие для канонической Украинской Православной Церкви дни я вновь хотел бы выразить нашу молитвенную поддержку законному Ее предстоятелю, Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и его страждущей пастве, призванной ныне крестно удерживать, как было некогда сказано Святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским, Чудотворцем, подлинное Православие на древних землях Киевской и Галицкой Руси.