Новости

День Святой Троицы. Пятидесятницы

17 июня 2016

Трижды за историю нашего спасения Третья Ипостась Божия — Дух Святый — видимо, слышимо и ощутимо для твари являла Себя «споклоняема и сславима со Отцем и Сыном», — ибо «глаголавшаго Про¬роки» Духа Свята мир ветхозаветный знал всегда: Он был «во всякой душе чис¬той, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела» (еп. Иннокентий Херсонский).
Нам была дарована Тройческая полнота в Богоявлении (Крещении Господнем) на Иордане; позже Дух Святый озарил апостолов нетварным светом Фаворским в чуде Преображения; и, наконец, «огненныя языки, раздаяше, в соединение всех призва» в Сионской Горнице на Пятидесятницу
Но самая возможность принятия человеком даров Святаго Духа имеет своим истоком встречу Живоначальной Троицы в образе Трех Странников о праотцем Авраамом- другом Божиим.
«И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыко! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт., 18,1-3).
Как следует из Писания, к Трем Мужам Друг Божий обратился в единственном числе.
Дубрава Мамвре находилась на склонах лощины к западу от тогдашнего Хеврона. А Дуб Мамврийский (или иначе Авраамов), под сенью ветвей которого праотец принимал Таинственных Гостей, чудесным образом уцелел и поныне, передав жизнь многочисленным отросткам. «Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины, — сказано в путевых очерках известного русского путешественника и этнографа А. В. Елисеева (С русскими паломниками по Святой Земле весной 1884 года, СПб, 1885). Много посохло его, но он все-таки живет и, хотя не каждый год, но приносит плоды. Маститому дубу, по самым старательным моим вычислениям, никак не менее 4-5 000 лет, судя по числу слоев его третичных и четвертичных ветвей, разрезы коих мне приходилось наблюдать». Христианские авторы XVII ст. упоминают о Дубе Авраамовом, притом указуемое ими месторасположение дерева в точности совпадает с теперешним. Знаменитый игумен Даниил, посетивший Св. Землю еще при короле Иеруса¬лимском Балдуине Первом, рассказывает: «А от Вифлеема на юг лиць Хеврон пещера Сугубая и дуб Мамбрийский. Есть же дуб тот у пути на близу, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе высоке. И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того к востоку лиць». Участок земли, на котором возрос Дуб Мамврийский, был, вместе с прочими важнейшими участками на Св. Земле, приобретен в русское владение присноснопамятным архимандритом Антонином (Капустиным), начальником Русской Духовной Миссии.
Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и во славу Святой Живоначальной Троицы, и во славу Духа Святого, Господа Животворящего, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших. В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, — должным посвящением Ему начатков весны. Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христи-анам (I Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение огла¬шенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся…»). В IV веке были составлены св. Василием Великим осо¬бые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праз¬дника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь. Предание говорит, что во исполнение пророчества Иоиля (Иоиля 2, 28 — 29) Дух Святый сошел не на двенадцать только избранных апостолов, но и на бывших с ними «единодушно вкупе» (Деян. 2, 1), то есть на всю Церковь.