Новости
Беседа с Высокопреосвященнейшим Гавриилом, Архиепископом Монреальским и Канадским по случаю празднования 400-летия Дома Романовых
06:51
В согласии с постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ 4-8 сентября нынешнего года в Торонто (Онтарио, Канада) пройдут торжественные мероприятия во ознаменование четырехсотой годовщины соборного призвания на Российский Престол династии Романовых. Инициатором проведения этих торжеств стал Высокопреосвященный Архиепископ Гавриил Монреальский и Канадский, и потому главные праздненства, связанные с одной из важнейшей в русской истории вех, состоятся именно на Руси Канадской.
— Владыка, почему все же было решено избрать для этой чести Канадскую епархию, и, в частности, Свято-Троицкий собор в Торонто?
— Прошение об этом исходило от самого прихода, от лица его настоятеля – митрофорного протоиерея Владимира Мальченко, благочинного наших приходов в Восточной Канаде. Свято-Троицкий приход в Торонто, по милости Божией, — сегодня самый многочисленный в Русском Зарубежье. У него поистине отечественные, московские «масштабы»: на воскресной Литургии присутствуют до полутысячи богомольцев, а по праздникам и более того. Храмовое убранство и настенная роспись в этом храме, можно сказать, выше всяких похвал, к тому же недавно там прошел всеобъемлющий ремонт. У прихода «на Генри стрит», как его часто называют – своя давняя и славная история. В наши дни основное ядро тамошних прихожан составляют как раз те, кто оказался в Канаде недавно, прибыв к нам со всех концов Отечества, и подлинный интерес этой части нашей паствы к судьбам Руси представляется мне даже промыслительным. Добавлю, что в Торонто нашла свое последнее упокоение Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна Романова, сестра последнего нашего Государя. На могиле ее мы надеемся отслужить панихиду. Все здесь названное было принято во внимание, и еще в конце прошлого, 2012-го года я передал прошение, полученное из Торонто, на суждение Архиерейского Синода. Наша просьба была уважена. В приходе был создан специальный комитет, который и занялся организацией торжеств: они начались еще ранней весной, так что торжества сентябрьские – это своего рода венец совместных усилий. До сих пор, слава Богу, все проходило успешно. Напомню, кстати, что среди прочего в названные сентябрьские дни в Торонто пройдет заседание Архиерейского Синода. Подробный перечень всего, что только было подготовлено, желающие найдут в опубликованном расписании торжеств.
— 300-летие Дома Романовых (которое стало последним всероссийским торжеством перед началом Второй Русской Смуты) праздновалось очень широко. Но 400-летие этой династии, спустя почти столетие, прошедшее со дня крушения Русского Царства – что в этом столь важного для нас?
— Нам важно не забывать самих себя. Ни в Отечестве, ни в рассеянии. Кстати, когда в Отечестве память о Святой Православной Руси, о Русских Государях-Помазанниках Божиих, о самой богоустановленной Монархической власти, буквально выжигалась каленым железом, в русском изгнании о Русском Царстве никогда не забывали. Монархическая идея, отказ от которой и привел нас сперва к февралю, а потом и октябрю 1917 года, в зарубежье не исчезла. Существенно, что в нашей эмиграции количество приверженцев Монархии изначально было небольшим, ибо в предреволюционной России их, правду сказать, оставалось мало во всех сословиях, а особенно – в сословиях образованных, то есть мнящих себя таковыми. Однако по Божьему усмотрению, многие и многие русские люди, пожив несколько лет на чужбине, расставались с приычными для интеллигенции «прогрессивно-либеральными» и тому подобными заблуждениями. Это возвращение к истокам практически у всех и всегда начиналось с возвращения в ограду Церковную, осознания себя Православными русскими. Насколько можно было судить по настроениям среди т. наз. «второй эмиграции», нечто подобное происходило в те же годы и в России. К людям постепенно приходило чувство потери, утраты подлинных ценностей. Как бы то ни было, еще задолго до прославления Царственных Мучеников, 17-го июля по новому стилю, день убиения Благоверного Государя Императора Николая II Александровича и Его Августейшей Семьи, наша Зарубежная Церковь знаменовала строгим постом и повсеместными панихидами по Убиенному Помазаннику Божию. Так зарождалось главное: понимание того, что Вторая Русская Смута – это не результат неудачной, ошибочной политики, хитроумных заговоров внешних и внутренних врагов Отечества и прочего подобного, а наказание Божие за всеобщее отступление от богоустановленной Власти. Разумеется, были и чудовищные роковые ошибки, и разветвленные заговоры. Всюду были, как сказано в дневнике Царственного Страстотерпца Государя Николая Александровича, «измена, и трусость, и обман». Но в том-то и дело, что по отступлению своему от воли Божией мы не смогли избежать этих ошибок, или исправить их, не нашли в себе сил противостоять этим заговорам. Мы отказались от Помазанника Божия – и Господь, до вразумления, отошел от нас. Собственно, когда от нас был взят Удерживающий, по всему миру хлынула волна зла. Сегодня, когда по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Господь сменил гнев на милость в отношении России, мы в особенности должны помнить об этом и повторять: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду».
— С точки зрения юридической, Россия остается конституционной Монархией, что не может быть отменено ни отречением Государя, ни, тем более, распоряжением правительства А.Ф. Керенского от 10 сентября 1917 года, в котором Россия объявлялась республикой. В чем же тогда сегодня, по Вашему мнению, Владыка, состоит наш русский путь?
— Мы должны стремиться к восстановлению на Руси богоустановленной власти во всей ее полноте. Вы упомянули монархию конституционную, ограниченную. Это ограничение исходит не от Бога, а от человека. Но даже монархия, прямо скажем, символическая, чуть ли не ритуальная, как, например, в Великобритании, — даже она вызывает к себе невольное уважение и благорасположение со стороны людей, совершенно чуждых какому-либо пониманию монархической идеи. Почему это так? Потому что тварь чувствует своего Творца, хотя и сопротивляется этому чувству, отталкивает его от себя. Нам надо двигаться к пониманию того, что богоустановленное монархическое государственое устройство – есть то единственное, что в состоянии воскресить Россию как Святую Русь. Все прочее, будь то любой вариант так называемого «либерального» государства, либо то, что сегодня иногда зовут «красной цивилизацией», чей зловещий символ остается непогребенным, оскверняя главную площадь страны, — все-все это уже было нами испробовано на собственных плоти и душе, и лишь влачило нас от смуты к смуте. К Первой мировой войне Россия конституционная подошла с превосходными экономическими показателями, казалось бы, сильной и могущественной. Все сегодня знают, что случилось всего-то тремя годами позже. К последней декаде XX в. Россия подсоветская подошла подлинной сверхдержавой. А спустя один-единственный год наступила Третья Русская Смута. Но, по промыслу Божию, в эти годы распада восстала и укрепилась Русская Православная Церковь, Которую противники Ее, по своей духовной слепоте, полагали окончательно разрушенной и лишенной всякого влияния. Усвоение всем народом и каждым из нас в отдельности необходимости богоустановленной Монархии для России – процесс сложный и часто мучительный. Но, может быть, устав от лицезрения всемирной политической нечистоплотности и жестокости, нам будет легче осознать, что только Самодержавный Государь – неподкупен, только он не имеет нужды в подковерных политических интригах, не заинтересован ни в каком «лобби», и по самой сути своего служения не может предать интересы своей страны в пользу ее недоброжелателей. Представляется, что время для такого осознания – благоприятное. Нынешний российский Президент, с которым я имел честь встречаться, верно ощутил царский путь государственного строительства, выводящий Россию из бездны, в которой она едва не погибла «во взаимогрызне от отчаянности» (слова Священномученика Митрополита Вениамина Петроградского). Особенно радует стремление Президента к некоему варианту Симфонии Церкви и Государства, без чего восстановление Святой Руси в принципе невозможно. Эти взгляды Президента России нашли свое выражение в той немаловажной роли, которая была отведена ему историей в богоугодном деле восстановления русского Церковного единства в 2007 году. Остается лишь сожалеть, что те, кто именовал и именует себя ревнителями Русской Церкви и патриотами Исторической России, противятся этому единству, стараются подорвать его, не брезгуя клеветой и прочими подобными методами. В результате все эти «ревнители» и «патриоты», не ведая, что творят, оказываются среди крайних ненавистников Русской Церкви, русского православного народа и русской государственности.
Кстати, когда речь заходит о политике внешней, не забудем, опять же, что первые 130 лет со дня провозглашения независимости Соединенные Штаты и Императорская Россия были не только, как теперь выражаются, стратегическими партнерами, но ближайшими союзниками. Россия Екатерины II Великой предотвратила военное вторжение на американскую землю в годы Войны за Независимость, Россия Павла I Царя-Рыцаря способствовала развитию и углублению русско-американских экономических связей, а Россия Александра II Освободителя не допустила распада молодого американского государства, поддержав сторону Президента Линкольна. Даст Бог, вернутся к нам и эти традиционно дружественные отношения двух великих держав.
Что же до восстановления Монархии, то когда Господь сподобит сбыться пророчествам Преп. Старца Серафима, Свят. Праведного Иоанна Кронштадского и других богоносных отцов, — тогда, можно надеяться, будет созван Поместный Земский Собор, как это произошло в 1613 г. И на Соборе этом, конечно, не следует, да и немыслимо будет настаивать на необходимости ограничиться какой-то определенной династией. Этот Собор, о котором мы говорить покуда не дерзаем, и призовет, — подчеркнем, — призовет, а не изберет «голосами представителей», — того, кому Господь поручит хранить Землю Русскую.
— Да сбудутся ваши слова, Владыка. Что увидят те, кто прибудет на праздник в Торонто?
— Это общецерковный праздник, праздник всей Русской Православной Церкви, в Отечестве и в рассеянии сущей. И это единственное в своем роде, не только для Русского Зарубежья, но и для всей России торжество. В нем примет участие и мой канадский собрат, глава здешних Патриарших приходов Преосвященный Владыка Иов. Приглашены и другие, несущие служение в Канаде, предстоятели братских Церквей. Гости к нам прибудут со всех концов Северной Америки и, надеемся, из России. О сессии Архиерейского Синода в эти дни я уже говорил. Мы побываем в одном из самых живописных уголков Канадской Руси: в молодежном лагере «Рускока» на реке Мускоке. Там возведен дивный деревянный храм традиционной русской церковной архитектуры во имя Царевича-Мученика Алексея Николаевича. Праздник наш освятится присутствием чудотворных икон: Одигитрии Русского Зарубежья, образа Божией Матери «Курская-Коренная» и прибывшего к нам из Отечества образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
Полагаю, что всякий, кому представится такая возможность, пожелает стать свидетелем и участником этого поистине исторического события.