Новости

КО ДНЮ СВ. ТРОИЦЫ

11 июня 2011

Трижды за историю нашего спасения Третья Ипостась Божия — Дух Святый — видимо, слышимо и ощутимо для твари являла Себя «споклоняема и сславима со Отцем и Сыном», — ибо «глаголавшаго Пророки» Духа Свята мир ветхозаветный знал всегда: Он был «во всякой душе чистой, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела» (еп. Иннокентий Херсонский). Дух Святый Божий невидимо пребывал во Святая Святых Иерусалимского храма, — но отошел, когда Господь «испустил дух» на Кресте; знаком отшествия и предвестником гибели Иерусалима стало грозное знамение: «…завеса в храме [отделяющая Святая Святых — ЮМ] раздралась на-двое, сверху до низу (Матф., 16; 37-38). Существенно, что описание этого события мы находим не только в Евангелиях, но и в иудейском трактате, где указывается и достаточно точная дата произошедшего – за сорок лет до разрушения храма, т.е., в 30-м году по РХ , в год Распятия.

Нам была дарована Тройческая полнота в Богоявлении (Крещении Господнем) на Иордане; позже Дух Святый озарил апостолов нетварным светом Фаворским в чуде Преображения; и, наконец, «огненныя языки, раздаяше, в соединение всех призва» — в Сионской Горнице на Пятидесятницу.

Но самая возможность принятия человеком – даров Святаго Духа — имеет своим истоком встречу Живоначальной Троицы в образе Трех Странников о праотцем Авраамом- другом Божиим.

«И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыко! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт., 18,1-3).

Как следует из Писания, к Трем Мужам Друг Божий обратился в единственном числе.

Дубрава Мамвре находилась на склонах лощины к западу от тогдашнего Хеврона. А Дуб Мамврийский (или иначе Авраамов), под сенью ветвей которого праотец принимал Таинственных Гостей, чудесным образом уцелел до нашего времени, передав жизнь многочисленным отросткам.

«Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины, — сказано в путевых очерках известного русского путешественника и этнографа А. В. Елисеева (С русскими паломниками по Святой Земле весной 1884 года, СПб, 1885). — Много посохло его, но он все-таки живет и, хотя не каждый год, но приносит плоды… . Маститому дубу, по самым старательным моим вычислениям, никак не менее 4-5 000 лет, судя по числу слоев его третичных и четвертичных ветвей, разрезы коих мне приходилось наблюдать».

Христианские авторы XVII ст. упоминают о Дубе Авраамовом в своих «хождениях», притом что указуемое ими месторасположение дерева в точности совпадает с теперешним.

Знаменитый игумен Даниил, посетивший Св. Землю при короле Иерусалимском Бoлдуине Первом, рассказывает: «А от Вифлеема на юг лиць Хеврон пещера Сугубая и дуб Мамбрийский. … Есть же дуб-от у пути на близу, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе высоке. …И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того к востоку лиць. И есть дуб-от не велми высок, кроковат (кроколоват, т.е. раскидист – ЮМ) и част ветми и плод мног на нем есть».

Участок земли, на котором возрос Дуб Мамврийский, был, — вместе с прочими важнейшими участками на Св. Земле, — приобретен в русское владение приснопамятным архимандритом Антонином (Капустиным) – начальником Русской Духовной Миссии.

Урочище «Хирбет-эн-зибта», на которую предание указывало как на библейскую дубраву Мамвре, принадлежало семейству некоего Ибрагима Шаллуди. История покупки Дуба стоит того, чтобы остановиться на ней поподробнее.

Открыто приобретать землю в этих краях допускалось лишь для подданных Оттоманской империи. И вот здесь-то и сыграл свою роль знаменитый некогда миссийский драгоман (толмач, переводчик) Яков Егорович Халеби.

— Яков Егорович украсил мою жизнь, — сказал о нем обыкновенно не склонный к чувствительным восклицаниям о. Антонин Капустин.

«Зимой 1868 года он [Халеби — ЮМ] явился в Хевроне под видом купца из Алеппо. Я. Е. осторожно играя- свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл там довольно долго. Наконец, после длительных и томительных переговоров, комбинаций, предосторожностей, бесчисленных бакшишей, Шаллуди продал участок земли с Дубом Якову Егоровичу, на что был немедленно составлен законный владельческий акт.

От очевидцев пришлось слышать о встрече его с отцом Антонином в Ирусалиме. О. архимандрит ожидал приехавшего Халеби у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру он Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая договором и крича: ‘Дуб – русский, дуб — русский!’ О. Антонин радостно раскрыл ему свои объятия и расцеловал.» Архимандрит Киприан Керн. О. Антонин Капустин. Белград, 1934).

22 мая 1871 года у Дуба Мамврийского была совершена первая Литургия, и по сегодня, на третий день Пятидесятницы миссийское духовенство совершает Литургии на переносном престоле под деревом — от коего пошли все наши троицкие березки.

Большой трехпрестольный храм во имя св. Праотцев был начат постройкою только в 1907 году, при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове). Завершились работы – только в 1925 году.

«Легко восстановить, как шли Странники,- говорится в путеводителе «Святая Земля» (Париж, 1960). — Скорее всего, они спустились в хевронскую долину с северо-запада, и Авраам, сидевший в полдневный жар в тени своего шатра, увидел их на склоне горы, на которой теперь стоит русский собор и дом для паломников.».