Новости

Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

20 сентября 2010

Годовое кольцо праздников Православная Восточная Церковь начинает считывать от Рождества Богоматери, а заключает церковный год — Ее Успением.

«Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, — сказано о Матери Вожией в Четьях-Минеях, — цвет неувядаемый, присноцветущий девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единаго Царя, цвет, приносящий плод — Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное» (Сентябрь, день восьмой).

Подробности Рождества Приснодевы, усвоенные иконописью и последованием праздничной службы содержатся в Священном Предании, суть которого передана так называемой «Повестью» Иакова-брата Божия. Изложение «Повести» помещается в Четиях Минеях св. Димитрия Ростовского.

«Согласно с историею двенадцати колен Израилевых, Иоаким был человеком весьма богатым»,- рассказывается в «Повести» Иакова. Когда в очередной раз приблизился праздник, и он принес пред Господа щедрые дары и жертвы, встал перед ним иудей из колена Рувимова — и напомнил, что Иоакиму, как безчадному, не подобает являться с первинками, ибо он не «произвел собственных первинок во Израиле». Тяжко восскорбел Иоаким; не возвратился он к жене своей Анне, но удалился в пустыню, и разбил там шатер свой. Затем постился он сорок дней и сорок ночей, говоря себе: Не обращусь я ни к еде, ни к питью, покамест не узрит меня Господь Бог мой. Молитва будет мне во снедь».

Между тем служанка Анны пыталась утешить горько рыдающую госпожу, но услышав в ответ: «Оставь меня!», и сама разобиделась: «Да кто ж я такая, чтобы это /от тебя/ слышать?! Господь затворил утробу твою, веля не принимать твоего плода во Израиле». Как видим, выбор Господень потребовал от праведной четы смирения перед лицом бесчестия, — ибо, по словам Той, кто вскоре грядет стать их Дочерью, Создатель «богатящихся отпустил ни с чем», однако услышал слезную сокрушенную молитву Иоакима и Анны.

Как гласят древнейшие – отчасти писаные — источники, в основе своей дошедшие до нас от апостольского века, родители Пресвятой Девы владели в Иерусалиме домом неподалеку от Овчей Купели, — где впоследствии Господь Иисус исцелил расслабленного, тридцать восемь лет прикованного к ложу.

На месте этого дома, память о расположении которого передавалась палестинскими христианами из поколения в поколение, в византийскую эпоху была возведена огромная базилика; по мнению многих археологов, этот храм покрывал и дом праведных Богоотец, и Овчую Купель разом.

После Третьего Вселенского Собора в Эфесе, когда предание о Рождестве Приснодевы вошло в церковные служебники, дом Иоакима и Анны стал известен большинству общин верных. Собор проходил в 431 году, а к исходу V в. Рождество Марии стали праздновать в Иерусалиме: именно в храме на месте жилища св. Богоотец святой Иоанн Дамаскин произнес свое Богодухновенное Слово: «День Рождества Богородицы есть праздник всемiрной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился… Она вся — чертог Духа, вся — град Божий, вся — добра, вся — ближняя Богу».