Новости

  • Канадская епархия проводит сбор средств на нужды переселенцев и пострадавших в ходе братоубийственной войны на Украине.

    09:39

    Та трагедия, что творится сейчас на землях Киевской Руси, вызывает глубокую скорбь нашего духовенства и паствы всей единой Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии и, конечно, по всей нашей богоспасаемой епархии. В каждом нашем храме сегодня возносятся особые молитвы о страждущих и о скорейшем наступлении мира.

    По благословению Высокопреосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Монреальского и Канадского, продолжается сбор средств в ряде приходов. Высокопреосвященнейший Владыка Гавриил надеется, что все приходы безотлагательно откликнутся на призыв Попечительского Фонда, памятуя о том, что наша Русская Зарубежная Церковь, следуя заповедям Христовым, с первых же дней своего основания была и остается общим домом для всего Православного Рассеяния, для всех, кто ищет духовного утешения, какого бы рода и племени не были ищущие.

     

    Собранные средства будут перечислены в распоряжение Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины.

    https://ru.fundforassistance.org/news_220305_1

  • 26 августа/8 сентября – сретение иконы Божией Матери «Владимирския».

    13:57

    Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. По сказанию XV в., икона  написана св. ап. Лукой.

    Около 450 года образ перенесли из Иерусалима в Константинополь, а по прошествии почти семи веков Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг прислал икону в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому, который поставил ее в Вышгородском девичьем монастыре близ Киева. Сын Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский, переходя на княжение во Владимир, взял с собой икону Богоматери.
    Пребывая в течение двух с половиной столетий во Владимире, она стала именоваться Владимирской; икона прославилась множеством чудотворений и сделалась одной из наиболее почитаемых в России.

    В 1164 году Владимирская сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских болгар. Она уцелела во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Батыем в 1237 году.
    Ежегодное троекратное празднование Владимирской иконе установлено в честь троекратного избавления Москвы от нашествия монголо-татарских орд и избавления от татарского ига.
    В 1395 году Тамерлан вторгся в пределы Рязани и, разорив ее, направился к Москве. Спешно собрав рать, великий князь московский Василий Димитриевич двинулся ему навстречу и стал у Коломны, на берегу Оки.

    Столица и окрестности были объяты ужасом и смятением; повсюду служились молебны, сам митрополит Киприан почти безвыходно находился в храме. Тогда решено было перенести в Москву Владимирскую икону. За городом, на Кучковом поле (ныне улица Сретенка), ее встретили митрополит, духовенство, княжеская семья и народ, восклицавшие: «Мати Божия, спаси землю Русскую!» Икону перенесли в Успенский собор. В час сретения иконы Тамерлан спал в своем шатре; во сне ему явилась Лучезарная Жена в окружении ангелов с огненными мечами.
    Устрашась Заступницы русских, Тамерлан повернул свои войска и вышел из московских пределов, простояв под городом две недели. В память сретения, т.е. встречи иконы и избавления Москвы от разорения установлено празднование 26 августа/8 сентября.

    В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг./8 сент. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с Владимирской иконой  и. и другими чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там образ Божией Матери «Владимирския» ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда — в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 декабря 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город. А 26 мая 1883 г., в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирский образ Богоматери возглавлял торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму.

    Празднование 23 июня/6 июля совершается в память свержения татарского ига при Иоанне III и избавления Москвы в 1480 году от нашествия хана Золотой Орды Ахмата.
    Третьим празднованием, 21 мая/3 июня, вспоминается поновление образа в 1514 году и в тот же день в 1521 году избавление Москвы от нашествия казанских, крымских и ногайских татар — в тот год хан Махмет-Гирей достиг пределов Москвы и стал жечь пригороды, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

    Вера в неизменную помощь этой чудотворной иконы настолько укрепилась, что при очередном нашествии татар на Москву царь Феодор Иоаннович послал против них войско с иконой, сказав: «Завтра же молитвами Богоматери нечестивых не будет». И действительно, после продолжавшегося целые сутки упорного боя враг бежал.

    Московские святители Иов и Ермоген молились перед чудотворной иконой в страшные годы Смутного времени, когда России угрожало новое иноземное нашествие: польско-литовские орды в союзе с русскими изменниками отечества расхищали и разоряли страну.
    Перед Владимирской, этой великой святыней Русской Церкви, в Успенском соборе помазывались на царство цари, избирались первосвятители Русской земли, здесь приносили присягу на верность России, молились воины, выступая в поход.

    Почитание иконы как чудотворной святыни с новой силой возобновилось на Руси в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из Третьяковской образ принесли на поклонение В эти годы шла дискуссия о передаче чудотворной иконы  — на место ее исторического пребывания, в Успенский собор Московского Кремля. После освящения в 1996 г. храма  свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее икону периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно.

    В Русском Зарубежье известны два почитаемых списка иконы Божией Матери «Владимирския»

     «Оптинская-Новодивеевская»  икона принадлежала оптинскому старцу Амвросию (Гренкову). В 1923 г., во время разорения Оптиной пуст., когда сжигали иконы, образ был узнан схим. Евдокией, видевшей прежде икону в келье старца, и спасен от уничтожения. Икона была передана инокам Оптиной пуст., временно поселенным в Козельске. Оттуда она попала в Киев, к прот. Адриану Рымаренко (впосл. архиеп. Роклендский Андрей), служившему в Борисоглебской ц. (после ранних литургий там совершался Акафист В. и.). Во время второй мировой войны о. Адриан выехал из России, взяв икону с собой. В годы войны В. и. находилась в Берлине, потом в Вестерхайме и Вайдлингене (Германия). Во время боя загорелся дом, в к-ром находились о. Адриан с группой людей. С образом Богоматери они вышли из дома и прошли невредимыми под двусторонним обстрелом. Митр. РПЦЗ Анастасий благословил этой иконой о. Адриана ехать в Америку. В Америке образ был поставлен в жен. Новодивеевском мон-ре. Икона выполнена в реалистической живописной манере, отличается хорошим художественным качеством; является работой либо иером. Оптиной пуст. Даниила (Болотова), известного академического художника, либо одного из живописцев его мастерской.

    26 авг./8 сент 1925 г., в день празднования Владимирской иконе, чудесным образом в присутствии семи свидетелей обновилась икона в харбинской (Китай) общине беженок сестер Владивостокского женского монастыря, скрытая от глаз молящихся из-за своей «неблаголепности» в алтаре над жертвенником. Через час после этого перед иконой был отслужен молебен. Обновление совершилось при особых обстоятельствах. 26 авг./8 сент. 1925 г. стало днем освобождения узников, заключенных большевиками в Харбине. По случаю освобождения бывш. управляющего КВЖД Б. В. Остро-Куманова и бывш. ген.-губернатора Приамурского края Н. Л. Гондатти настоятельница общины игум. Руфина решила благословить каждого из них образом Богородицы «Владимирския». Предназначенная для Гондатти «неблаголепная» икона, вынесенная из алтаря, внезапно обновилась:  она стала светлой, сияющей. От обновленной иконы совершались чудеса, так, 30 сент. 1925 г., во время всенощного бдения на Покров Богоматери, женщина, пожертвовавшая в тот день к иконе пелену, тайно испросила у Богородицы помощь своей парализованной матери. Исцеление наступило в тот момент, когда пелена была положена к образу. Больная увидела в комнате блеснувшую молнию, сильно испугалась, неожиданно вскочила с постели и заговорила. В наст. время икона находится в в Сан-Франциско, Калифорния.

    Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Вeлли, США)

  • УвѣдомленіеВсѣмъ о.о. настоятелямъ, регентамъ и пѣвчимъ Канадской епархіи.

    16:55

    Въ согласіи съ указомъ нашего Первоіерарха, Высокопреосвященнѣйшаго
    Митрополита Николая, настоящимъ доводится до свѣдѣнія о.о. настоятелей,
    регентовъ, равно и всѣхъ пѣвчихъ въ приходахъ нашей епархіи, что въ этомъ году
    Церковно-Музыкальная Комиссія при Архіерейскомъ Сѵнодѣ созываетъ очередной
    XXXI-й пѣвческій съѣздъ съ 2 октября по 6 октября (по гражданскому календарю) при
    Спасо-Преображенскомъ Соборѣ въ Лосъ-Анджелосѣ, Калифорнiя, США). Тема
    съѣзда въ 2024 г: «Будущее Церковнаго пѣнія: пути къ исполненію».
    О.о. настоятелямъ и регентамъ вмѣняется въ обязанность распространить
    информацію o съѣздѣ (www.rocmconference.org) среди всѣхъ пѣвчихъ нашей епархіи.
    Весьма желательно направить на съѣздъ по крайней мѣрѣ по одному представителю
    отъ каждаго прихода, и по возможности оказать хотя бы частичную финансовую
    поддержку. Регистрацію мѣстъ въ гостиницѣ слѣдуетъ осуществить до 25-го сентября.
    Сіе увѣдомленіе надлежитъ огласить во всѣхъ нашихъ храмахъ съ амвона въ
    ближайшее воскресеніе 12/25 августа, предпославъ ему приличествующее случаю
    вступительное слово.
    Призываю на всѣхъ тружениковъ на нивѣ церковнаго пѣнія благословеніе Божіе.
    № /35/08/20/2
    7/20 августa 2024 года.
    ГАВРIИЛЪ
    Архieпископъ Монреальскiй и Канадскiй

    To all the rectors, to all choir conductors and Church singers of the Canadian Diocese.

    Notice

    In accordance with the Decree received from His Eminence, our First Hierarch,
    Metropolitan Nicholas, we hereby inform all the rectors, choir conductors and singers of
    our Diocese that the Liturgical Music Commission of the Synod of Bishops is convening the
    31th Annual Russian Orthodox Church Music Conference. This conference will take place
    from 2 – 6, 2024 of October at Holy Transfiguration Cathedral in Los Angeles, California,
    US. The title theme of the conference is «Towards the Future of Orthodox Liturgical Chant:
    Pathways in Practical Application».
    All rectors and choir conductors are directed to disseminate the information
    (www.rocmconference.org) about the upcoming conference among all the singers of the
    Diocese. It is recommended that a minimum of one delegate from each parish is sent to the
    Conference and, if at all possible, at least partially supported financially. Hotel registration
    must be completed by September, 25.
    This Notice is to be read from the ambo upon receipt after the nearest Sunday Liturgy
    (August,12/25).
    May God bless all those who toil in the realm of liturgical singing.
    GABRIEL
    Archbishop of Montreal and Canada
    Russian Orthodox Church Outside of Russia

  • 15/28 августа — Успение Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.

    17:59

    После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

    Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1—3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, бывшего там епископом, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

    Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

    По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита (f 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (+ 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было— никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах,, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (XIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый,, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смиренпгм. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, + 12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен п Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

    Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

    Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

    Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню,, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

    Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).

    Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

    Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420—458) утверждал перед императором Маркианом (450—457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии (+ 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Её гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

    Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IX веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

    Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест халифа Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы. В XI— XII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике. Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился.

  • Пребывание Высокопреосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Монреальского и Канадского на престольном празднике храма во имя иконы Божией Матери «Смоленския» в Джексонс Пойнт.

    19:09

    В субботу 10 августа 2024 года, в самый день иконы Пресвятой Богородицы
    Смоленския «Одигитрия», в храме Смоленской иконы (г. Джексонс Пойнт,
    Онтарио, который всей Русской Канаде известен под названием «Березки»)
    праздничная Божественная Литургия была совершена иерейским чином:
    прибывшим на торжества иереем Евгением Щукиным (храм свят. Тихона, Патр.
    Московского, Кембридж, Онт.), иереем Марком Люмесом (община во имя
    чудотворной иконы Божией Матери «Почаевския») и настоятелем прихода-
    именинника иереем Максимом Аброскиным при диаконах Георгии Большане и
    Леониде Тисменко. К вечеру «Березки» посетил с архипастырским визитом
    Высокопреосвященнейший Гавриил, Архиепископ Монреальский и Канадский.
    Правящий Архиерей возглавил Всенощное Бдение, а утром 11 августа —
    Божественную Литургию. На Всенощной Владыке сослужили настоятель о.
    Максим Аброскин, иерей Валентин Лосев и протоиерей Антоний Фильчак (храм
    Великомученика и Победоносца Георгия в Торонто, Болгарская Православная
    Церковь) при протодиаконах Александре Морине (Свято-Троицкий соборный храм,
    Торонто, Онт.), Борисе Сидоренко (Свято-Николаевский кафедральный собор,
    Монреаль, Квебек) и вышеназванных диаконах Георгии и Леониде. На воскресной
    Божественной Литургии к сослужившим Правящему Архиерею присоединился
    настоятель Свято-Троицкого прихода в Торонто митроф. протоиерей Владимир
    Мальченко. На Часах были пострижены во чтецы прислужники Сергей Волков и
    Сергей Шумовский. На Малом Входе иерей Валентин Лосев был удостоен права
    ношения набедренника. Иподиакон Адам Зеттлер рукоположен во диаконский
    сан. Новорукоположенный будет нести свое служение в храме Смоленской иконы
    Богородицы.
    Проникновенно и молитвенно пел приходской хор под управлением регента
    храма, чтеца Григория Монтана.
    По окончании Божественной Литургии был совершен молебн с Крестным ходом.
    Тем, кто своими жертвенными трудами способствовал благоденствию прихода-
    именинника, Высокопреосвященнейшим Гавриилом были вручены почетные
    епархиальные грамоты. На праздничном обеде присутствовали многочисленные
    гости, и в том числе мэр округа Джорджины, к которому принадлежат «Березки»,
    г-жа Маргарет Квэрк.

  • 6/19 августа – Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

    17:58

    Святой праведный  Иоанн Кронштадтский.  Из Поучения на Преображение Господне.

    Святая Церковь празднует ныне — и мы с нею торжествуем — пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской и прославления нашего человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Повторю русскою речью евангелие или всерадостное благовестие Матфея о нынешнем дне, повествующее о событии преображения. — «В то время, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи. Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се, глас из облака глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Матф. 17, 1-9). Здесь конец евангельской повести. И так преображение Господа Иисуса Христа состояло в том, что во время молитвы Его на Фаворской горе, как дополняет это сказание другой евангелист, лицо Его вдруг просияло, как солнце, и одежды Его сделались белы, как снег (Луки 9, 29). В это время явились ученикам древний пророк и законодатель еврейского народа Моисей и пророк Илия, взятый некогда живым на небо на колеснице огненной и на конях огненных; явились они в славе, т.е. в небесном свете и беседовали с Господом о наступающих страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме, как дополняет это сказание евангелист Лука. Для чего Господь показал Апостолам небесную славу Свою, светлость Божества Своего на столько, на сколько они могли вместить, не больше, — потому что иначе они не остались бы в живых? Не может человек увидеть лица Моего, говорил Бог в Ветхом завете Моисею, и остаться живым (Мр. 9, 3) — Для того, чтобы и еще и еще, после бесчисленных чудес, показать им очевиднейшим образом Божество Свое и Свое единосущие со Отцем, дабы они не поколебались в вере во время страданий Его и смерти, но разумели и понимали, что он страдал и умирал добровольно, за грехи мира — и с дерзновением проповедали о Нем людям, что Он истинно единородный Сын Божий, вечный, Творец мира видимого и невидимого, или ангельского. Для чего явились пророки, Моисей, живший ранее Иисуса Христа за полторы тысячи лет, и Илия — почти за тысячу лет? и для чего в славе? — Явились для засвидетельствования апостолам, что Иисус Христос есть предсказанный издревле пророками, истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми и для вразумления учеников в настоятельной нужде страданий и смерти Его для искупления мира. Явились в славе для того, чтобы уверить учеников, что их ожидает за подвиги на земле такая же, или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых. — Пророки беседовали с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Петр, не ведавший, что говорит, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Господа: хорошо нам здесь быть, говорит, Господи, сделаем три кущи, т.е. палатки из зеленых ветвей — Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Нет, Петр апостол, не место и не время тебе тут блаженствовать; а настоит тебе претерпеть тяжкие страдания и смерть поноснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей и Илия с Господом во время преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Но сам Петр не знал, как сказано, от великой радости и счастия, что говорил. Надо было вразумить свыше его и прочих учеников, и еще не кончил Петр слов своих, как с неба послышался глас: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Матф. 17, 5); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно, а слушайте Его, Сына Моего возлюбленного. — А Он что говорил еще так недавно? — Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возми крест свой, и следуй за Мною (Луки 9, 23). Вот в чем надобно слушаться Его.

    И нам, братия и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства; здесь не место и не время для блаженства, а место и время для слезного покаяния и скорбей очистительных. Блаженство будет там, на небе, во веки бесконечные для всех истинно веровавших и подвизавшихся здесь.

    Почему на Преображение освящают овощи и фрукты в церкви?

    Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы.

    В начале все создания Божий были «добры зело», так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет». Тогда пребывать всему на земле было заповедано без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божью и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3,17). Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке — человеку вещественные средства к блаженству, — эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

    И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если б премилосердным Ходатаем Бога, Иисусом Христом не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?.. Посему только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

    Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.

    По старинной традиции начатки плодов освящаются на Преображение и Успение Божией Матери.

    Журнал «Кормчий» 1897 г.

  • 1/14 августа – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Начало Успенского поста.

    17:56

    Выражение «происхождение древ Креста» обозначает, в сущности, крестный ход.

    В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

    В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

    В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

    По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).

    С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня — один раз за весь пост — можно есть рыбу.

  • ИЗВЕЩЕНИЕ

    13:21

    Монреальская и Канадская Епархия, равно и приход во имя Св. Софии Премудрости Божией в Виктории (БК) с прискорбием извещают, что в понедельник, 30 июля/12 августа, после долгой болезни отошел ко Господу бессменный его настоятель о. протоиерей Иоанн (Джон) Адамс. Почивший был основателем англоязычной православной общины в Виктории, официально зарегистрированой 36 лет тому назад, в апреле 1988 года. По воле Божией  Свято-Софийский приход и его настоятель несли особое послушание в нашей Епархии, проповедуя Православие среди коренных обитателей Британской Колумбии. Добавим, что стараниями протоиерея Иоанна алтарь и купол Свято-Софийского храма, единственного в нашей Епархии, были украшены мозаичными панно работы почившего настоятеля, который получил специальное обучение в Италии. К сожалению, ему не довелось довершить эти труды, но отец Иоанн, в  свою очередь, подготовил несколько учеников из числа прихожан. Они, уповаем, продолжат благоукрашать свой намоленный храм.

    Царство Небесное, вечный покой верному служителю Церкви Христовой.

    Просим всех наших священнослужителей и паству помолиться о новопреставленном протоиерее Иоанне.

    ANNOUNCEMENT

    The Diocese of Montreal and Canada and the parish of St. Sophia the Holy
    Wisdom in Victoria, BC, regret to announce that the long-time Rector of the
    Parish, Archpriest John Adams, has reposed in the Lord after a long illness on
    Monday July 30 th / August 12 th . Father John was the founder of the English-
    speaking parish in Victoria, which was officially registered 36 years ago, in April
    1988. By the will of God, St. Sophia Parish and its rector had a special obedience
    in our Diocese – to preach the Orthodox faith to the people born and raised in
    British Columbia. The newly departed Rector went to Italy to learn the art of
    mosaic and went on to decorate the Sanctuary, dome and facade of St. Sophia
    Church with mosaic panels, making it unique among the churches of our Diocese.
    Unfortunately he was not able to complete his work, but Father John has trained
    several parishioners who, we hope, will continue to beautify their church where
    prayer has gone on unceasingly for so many years.
    O Lord, grant Your faithful servant eternal rest in the Kingdom of Heaven!

  • 28 ИЮЛЯ/10 АВГУСТА — ПРАЗДНОВАНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ОДИГИТРИЯ».

    17:55

    Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Называется она Одигитрией, т.е. Путеводительницей, потому, что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В XI столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленской. В 1213 году, когда Батый подступил к Смоленску, и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стояла икона, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своею ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его в рабство вражие. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силой Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал — поразил исполина и поразил рать Батыя, при помощи сошедших свыше молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, а сам упал убитым.

    В конце XIV — начале XV века Смоленская икона была принесена в Москву и поставлена в кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 г. епископ Смоленский Мисаил прибыл в Москву и просил великого князя Василия II Васильевича Темного отпустить икону в Смоленск. По совету бояр и митрополита великий князь отпустил икону, оставив в Благовещенском соборе список с нее. При этом икону несли крестным ходом, великий князь и княгиня с сыновьями провожали ее до монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле.

    В 1514 г., после присоединения Смоленска к Московскому княжеству великим князем Василием III Ивановичем, икона стала почитаться символом единства Русских земель. В 1524 г. в Москве, в честь освобождения Смоленска от власти Литвы, был построен Новодевичий монастырь. Главный храм монастыря посвятили Смоленской иконе — собор Смоленской Божией Матери. Именно тогда, не раньше первой четверти XVI в., начинается официальное общероссийское прославление иконы.

    В начале XIX в. вновь вспомнили о ней, как о святыне, помогающей в воинском деле. В дни Отечественной войны 1812 г. чудотворный образ привезли из Смоленска в Москву. В день Бородинской битвы икону обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны. После окончания войны икону возвратили в Смоленск, где она и хранилась до XX века в Успенском соборе.

    К сожалению, древнейшего списка иконы не существует. По мнению исследователей, уже в средневековую эпоху в Успенском соборе Смоленска хранилась икона греческого письма XIV в. Но не сохранилась и она. В послереволюционные 1920-е годы ее изъяли из Смоленского Успенского собора в музей, а затем около 1939 г. она бесследно исчезла. 

    Но по всей России вот уже более пятисот лет пребывает немало списков со Смоленского образа, многие из которых не раз являли свою благодатную силу.

    Древняя чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно погибла во время войны  в 1941-1945 гг.

    Между тем, в 2007 году Русской Православной Церкви была передана уникальная икона (список) Смоленской Божьей Матери, что в начале 90-х годов была похищена из музея и затем вывезена за границу.

    «Богоматерь Одигитрия Смоленская» считается одной из самых древних икон иконостаса Богородице-Рождественского собора города Устюжна Вологодской области. Эта икона является уникальным образцом Верхне-Волжской иконописной школы. Икона украшена клеймами земной жизни Богоматери.

    Уже в 16-м веке эта икона была прославлена как чудотворная. В начале 17-го века икона получила всероссийскую известность после того, как в 1608 году прослыла спасительницей Устюжны от польско-литовского нашествия.

    В 1994 году икона была похищена из краеведческого музея Устюжны. Эта кража так и не была раскрыта, а преступники не были установлены. Через несколько лет икона Смоленской Богоматери была обнаружена в Лондоне.

  • 27 июля/9 августа – память Великомученика и Целителя Пантелеимона.

    17:52

    Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифании /Малая Азия/ в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия. Мать св. Пантелеимона воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. После ее смерти отец отдал юного отрока сначала в языческую грамматическую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантелеимон был представлен императору Максимиану, который пожелал оставить его при своем дворе и сделать впоследствии придворным врачом.

    В это время в Никомидии тайно проживали трое христианских священников: Ермолай, Ермил и Ермократ. Из окна уединенного домика св. Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды Ермолай позвал Пантелеимона в свое убежище и, расспросив его о родителях, о вере и всей жизни его, завел с ним беседу, во время которой изложил ему основы христианской веры. «Верь мне, добрый юноша, — говорил он, — что Истинный и Всемогущий Бог есть един — Иисус Христос, в Которого если ты будешь веровать, то станешь исцелять всякие болезни одним призыванием Его пречистого имени». С этих пор Пантелеимон стал ежедневно заходить к христианскому священнику Ермолаю и с великим наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.

    Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же. Исполнившись сострадания и жалости, Пантелеимон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитой змеи. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. «Господи Иисусе Христе, — молился он, — хоть я и не христианин еще и не достоин призывать имя Твое, но если Ты хочешь, чтобы я стал рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое отрок этот ожил, а ехидна издохла!» И по действию благодати Божией ребенок ожил, а ехидна расторглась на мелкие части на глазах удивленного Пантелеимона.

    После этого великого чуда св. Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Св. Духа и причастил его Божественных и Животворящих Тайн Тела и Крови Христа. Семь дней провел новокрещеный у своего учителя, впитывая богооткровенные истины св. Евангелия. Став христианином, Пантелеимон стал часто беседовать со своим отцом, открывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантелеимон стал уже известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света, Бог истинный, — сказал ему святой. Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого Пантелеимона. И оба они с радостью приняли от христианского священника Ермолая святое Крещение.

    После смерти отца Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему. Посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Слава о милостивом и бескорыстном враче вскоре распространилась по всему городу, и жители, оставив всех других врачей, стали обращаться только к святому Пантелеимону. Это вызвало злобу и зависть всех врачей к святому, которые написали донос, что св. Пантелеимон христианин и оказывает медицинскую помощь всем христианам.

    Император тотчас призвал святого, потребовал опровергнуть донос и принести жертву идолам. Но избранный страстотерпец Христов бесстрашно исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров, — произнес св. Пантелеимон, и больной тотчас выздоровел. Взбешенный император повелел казнить исцеленного, а св. Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
    Но св. Пантелеимон был непоколебим, ибо Господь незримо для всех укреплял его и исцелял раны его.

    Взбешенный император повелел бросить святого в котел с расплавленным оловом, но Пантелеимон не только не потерпел никакого вреда, но стал купаться в том котле, как в прохладной воде. Император повелел утопить святого в море, связав его по рукам и ногам и привязав к телу тяжелый камень, но и тогда Пантелеимон не потерпел никакого вреда. Он оставался на поверхности воды непотопляем, как сухая щепка, с дерзновением обличая императора в бессилии его. По повелению императора святого великомученика привели в цирк и бросили в клетку к голодным тиграм. Но звери не только не тронули св. Пантелеимона, но стали ласкаться к нему. Лизали руки и ноги его. И даже отталкивали друг друга, стараясь коснуться тела святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: велик Бог христианский! Да будет освобожден и отпущен неповинный и праведный юноша!

    Разъяренный император приказал воинам рубить мечами всех, кто исповедал Христа и славил Его. Приказал даже умертвить неповинных зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, св. Пантелеимон воскликнул: слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и неповинные звери страдают и умирают за имя Твое! Наконец обезумевший от ярости император Максимиан приказал отрубить великомученику голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться, один из воинов ударил его копьем. Но копье тотчас переломилось, не принеся телу святого никакого вреда. Другой воин ударил святого острым мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес телу даже малейшей царапины. Пораженные чудом, воины закричали: велик Господь, Бог христианский. В это время Господь явился святому и укреплял его духовно.

    Услышав голос с неба, воины упали перед мучеником на колени и просили прощения. Они отказались продолжать казнь, но святой Пантелеимон повелел им исполнить приказ императора, говоря: если вы не исполните порученного вам дела, то не получите милости от Господа Бога моего Иисуса Христа! Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя руки его. Когда же святому отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела, заблагоухала дивным ароматом и исполнилась целебных плодов. Видя это чудо, многие из людей исповедали Христа и уверовали в Него. Тело святого Пантелеимона, брошенное в жарко горящий костер, осталось неповрежденным. И тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами, и тело его было с честью предано земле.

    Память св. Пантелеимона многомилостивого издревле чтится Православным Востоком. Уже в 4 веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усекновении главы святого, хранились до 10 века, давая верующим исцеление от многих болезней. Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их имеется на Святой Горе Афон в известных православных монастырях и обителях. Честная и многоцелебная глава св. Пантелеимона «яко превеликое и многоценное сокровище» хранится ныне в русском Афонском Свято-Пантелеимоновском монастыре, в соборном храме обители.

    В Никомидии накануне 9 августа — дня памяти святого великомученика — ежегодно совершается Крестный ход с чудотворной иконой святого. Многие тысячи православных христиан и инославных армян, католиков и магометан, съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого.

    Почитание св. мученика в Русской Православной Церкви известно уже с 12 века. Великий князь Изяслав, в святом крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении. Под командованием Императора Петра I русские войска одержали в день памяти св. Пантелеимона две морских победы над шведами. Память св. великомученика и целителя Пантелеимона особенно торжественно совершается на св. Афоне. Русский собор в Свято-Ильинской обители построен в 1826 году по типу древних афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители — глава св. Великомученика.

    МОЛИТВА СВ. МУЧЕНИКУ ПАНТЕЛЕИМОНУ
     О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честнейзй иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления.
    Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога — недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым — скорый покровитель. Очам недугующим — прозрения датель. В скорбях пребывающим — готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  • 24 июля/6 августа – память Свв. Благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

    17:50

    Святые благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015).

    Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием у святого Бориса возникло горячее желание подражать подвигу угодников Божиих.

    Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

    Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявлял мудрость и кротость, заботился прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.

    Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

    Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты.


    После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

    В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

    Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).


    Благоверные князья страстотерпцы — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

    Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев страстотерпцев также известны в многочисленных храмах.